Герои кукольной войны
За последнюю неделю произошли два события, на первый взгляд ничем не примечательных. Но только на первый взгляд
Во-первых, Украина направила в МИД Казахстана ноту протеста по поводу полуострова Крым, который в некоторых казахстанских учебниках обозначен как субъект Российской Федерации.
Во-вторых, президент Федерации велоспорта Украины Александр БАШЕНКО возмутился тем, что лидер сборной Андрей ГРИВКО на чемпионате мира во время гонки с раздельным стартом ехал в шлеме не украинских национальных цветов, а профи-команды “Астана” - ее цвета совпадают с цветами сборной Казахстана. На что Гривко резонно ответил: “Поехал в том шлеме, который был”. А ошеломленный Башенко не унимается: “Вчера русские с Крымом, сегодня казахи с велошлемом. Кому еще мы готовы подставить пятую точку?”
Хотя при чем тут казахи? За шлем украинского гонщика отвечает Федерация велоспорта Украины.
Да бог с ним, с этим шлемом… Куда серьезнее история с Крымом. Хотя и наших авторов учебников по новейшей географии тоже можно понять. Крым в составе России - свершившийся факт, и вряд ли эта ситуация изменится в обозримом будущем. Если, конечно, в России не придет к власти очередной кукурузовод, который вновь подарит полуостров Украине. Так зачем же вводить в заблуждение несмышленых школяров?
Эти два случая красноречиво свидетельствуют об одном: когда государство не может осуществлять самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, ему ничего не остается, как придираться по мелочам к соседям - даже к тем, которые всей душой готовы поддержать и помочь.
Именно в таком положении оказалась сегодня Украина. Экономика в преддефолтном состоянии, вялотекущая война на Донбассе, грозящая перерасти в длительный “полузамороженный” конфликт - вроде ситуации в Нагорном Карабахе. Тут еще воротят нос европейские партнеры, погрязшие в собственных проблемах с беженцами. Европейцев начинает раздражать постоянное выклянчивание Киевом новых кредитов и вдобавок бесконечные просьбы о реструктуризации старых.
В такой ситуации украинским властям ничего не остается, как вносить в санкционные списки все новых российских артистов и европолитиков, надумавших посетить Крым, устраивать “потешную” торговую блокаду полуострова, запрещать “вражеские” фильмы и телесериалы, а также отменять авиасообщение с соседями. И, как теперь выясняется, обкладываться школьными учебниками из разных стран в поисках “географической” (исторической, лингвистической) крамолы.
К сожалению, приходится признать, что некогда процветающая республика Советского Союза стала сегодня марионеточным государством в самом примитивном понимании этого словосочетания. А по канонам театра марионеток нельзя ни шагу ступить, ни слова сказать без воли на то хозяина-кукловода. Именно по его сценарию, разработанному в заокеанских штаб-квартирах, проходят в Киеве “революции” на Майдане, сменяются президенты и премьеры, принимаются судьбоносные законы.
Да и Россия тоже не прочь выступить в роли кукловода, каждый раз муссируя тезис о братьях-славянах, которым нужно держаться вместе. Но суть от этого не меняется: любая политика, осуществляемая вассалом в угоду своего сюзерена, рано или поздно оборачивается политикой против своего собственного народа. Не важно, как она называется -
проамериканская или пророссийская. В любом случае - антиукраинская.
Таковы неизбежные последствия желания заокеанских кукловодов заполучить в свой театр побольше разноцветных марионеток, различающихся лишь длиной ниток, за которые их дергают. Одним, как Украине, рисуют жесткую линию, с которой нельзя сворачивать. Другим - странам Евросоюза - очерчивают коридор, в рамках которого дозволено размахивать руками и корчить рожи. Поэтому даже такой простой вопрос, как продажа “Мистралей” России, превращается в проблему, подрывающую авторитет Франции.
Любопытная деталь: хороший раб не просто исполняет приказы хозяина, но и стремится удовлетворить его тайные желания. Для такого, честно признаюсь, нужно иметь призвание.
Взять, к примеру, выступление президента Украины Петра ПОРОШЕНКО на юбилейной сессии Генассамблеи ООН, который, обвинив Россию во всех смертных грехах, выступил с предложением лишить ее права вето в Совете Безопасности, дескать, процедура передачи места постоянного члена Совбеза ООН от СССР к России была “сомнительной”. С начала 1990-х, по словам Порошенко, Россия не только развязывала гибридные войны, но и “в течение десятилетий намеренно создавала вокруг себя пояс нестабильности”. В качестве примеров Порошенко назвал ситуации в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Крыму и на Донбассе.
Понятно, что с таким предложением не могли выступить сами США. А Украина - пожалуйста! Чего еще изволите?
Вот вам еще одна “родовая” черта марионеточных правителей: когда решаются глобальные вопросы человечества, перевести разговор на высказывания своих личных обид и претензий.
Увы, взаимных уколов не избежали в своих выступлениях ни американский, ни российский президенты, посчитав, что трибуна Генассамблеи - самое подходящее для этого место.
По счастью, на сессии звучало немало трезвых голосов. Их обладатели не стали зацикливаться на собственных амбициях, а предложили ценные инициативы, как сделать мир лучше и безопаснее.
В их числе и Казахстан, выступивший с целым рядом заслуживающих внимания инициатив. Глава нашего государства, в частности, предложил преобразовать Экономический и Социальный совет ООН в Совет глобального развития, принять всеобщую декларацию ООН по достижению мира, свободного от ядерного оружия, созвать международную конференцию ООН на высшем уровне, призванную подтвердить базовые принципы международного права. Кроме того, Нурсултан НАЗАРБАЕВ остановился на вопросах противодействия терроризму и экстремизму, развития “зеленых” технологий, а также переноса штаб-квартиры ООН в Азию.
Все эти предложения стали предметом обсуждения не только на сессии Генассамблеи, но и в мировой прессе. Это не удивляет, потому что Казахстан в течение последних лет все воспринимают как государство с самостоятельной политикой и собственным взглядом на происходящее на планете, чего так не хватает “звездам” театра марионеток.
Понятно, что многим не нравится позиция суверенного Казахстана. Но не считаться с ней сегодня уже невозможно.
Рашид ГАРИПОВ, Алматы