Здесь Русью и не пахнет...
Недели две назад прочитал очередные умные мысли президента Белоруссии Александра ЛУКАШЕНКО. В интервью не подконтрольным государству белорусским СМИ он признался, что идея русского мира - глупость, которую кто-то предложил пропаганде.“Это не правда, что большинство за русский мир. Я спрашивал у посла (российского. - Р.Г.), что значит собирание русских земель и что такое русский мир. Никто мне так и не объяснил”, - рассказал журналистам Лукашенко.
Для многих эти слова белорусского президента покажутся откровением, но дело в том, что он уже не первый раз высказывается на эту тему подобным образом. Видать, наболело у человека.
Еще 29 января нынешнего года на пресс-конференции для белорусских и зарубежных СМИ Лукашенко подчеркнул важность независимости страны, в том числе и от русского мира: “А если есть здесь (люди), считающие, что белорусская земля - это часть, ну, как они говорят сейчас, русского мира и чуть ли не России, - забудьте!.. Раньше не было (независимой Белоруссии) - а сейчас есть, и с этим надо считаться. И мы свою землю никому не отдадим”.
Позднее, 28 апреля, Батько высказал ту же мысль, выступая с ежегодным посланием парламенту.
Более остро отношение к идее русского мира проявляется на Украине. В первую очередь против этой идеи выступает Украинская православная церковь Киевского патриархата. По мнению главы УПЦ КП ФИЛАРЕТА, концепция русского мира предусматривает объединение России, Белоруссии и Украины в единое духовное пространство: “Под этой благозвучной вывеской кроется имперская идея лишения Украины ее государственности и независимости”.
Да и по мнению части серьезных украинских аналитиков, продвижение принципов русского мира будет способствовать дальнейшей дезинтеграции и расколу украинского общества.
Что тогда говорить о политическом руководстве Украины, которое заняло откровенно антирусскую позицию?
Чтобы понять природу такого активного отторжения братьями-славянами русского мира, стоит сделать небольшое нелирическое отступление.
Как всегда, самое интересное - это интерпретации. В трактовке понятия “русский мир” существуют два направления. Часть исследователей считает, что эта концепция отражает реальное геополитическое и социокультурное явление, другая полагает, что концепция русского мира является политическим лозунгом, отражающим постимперские настроения части российской элиты.
Первые, как О. БАГЛАНОВА и Е. ПИВОВАР, сходятся в том, что русский мир является обозначением цивилизационного, социокультурного и наднационального пространства, охватывающего около трети миллиарда русскоязычных людей, или почти каждого двадцатого жителя планеты, которые обладают духовными и ментальными признаками русскости и неравнодушны к судьбе и месту России в мире.
По поводу политического лозунга удачно высказался британский мыслитель Т. ГАРТОН-ЭШ: “ПУТИН присвоил себе термин “русский мир” и превратил его фактически в политический лозунг, который означает: “Если вы говорите по-русски, вы принадлежите России”.
Если следовать этой логике, Великобритании давно пора объявить о концепции “английского мира”.
Главным идеологом этого второго направления стал, как ни странно, не сам Путин, а Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ. Именно с его подачи русский мир вышел за границы России.
“Россия, Украина и Беларусь - это и есть Святая Русь!” - эти слова в качестве девиза неоднократно использовались на мероприятиях и собраниях, связанных с популяризацией концепции русского мира. В частности, их скандировал тогдашний митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на концерте в Киеве в июле 2008 года.
К русскому миру причисляют также Молдавию. Так, патриарх Кирилл на встрече с иерархами Кишиневско-Молдавской митрополии отметил следующее: “Нас иногда спрашивают: “А почему вы причисляете Молдову к Святой Руси, ведь молдаване говорят на ином, неславянском языке?” И я отвечаю, что Святая Русь - понятие не этническое, не политическое, не языковое - это духовное понятие. Когда мы молимся вместе с нашими братьями и сестрами из Молдовы, мы не чувствуем никакой разницы - мы один народ пред Богом”.
1 сентября 2010 года на торжественном приеме по случаю празднования Дня православного казачества патриарх сделал неожиданное заявление, что к пространству Святой Руси, а значит, и русского мира следует относить также Казахстан: “Сегодня очень важно, чтобы укреплялась казачья солидарность и развивалось казачество Святой Руси - в Российской Федерации, на Украине, в Белоруссии, Казахстане - везде, где посеяны семена казачьей доблести и казачьего мужества”.
Вот и до нас добрались.
От лозунга - к делу. Все помнят московскую эйфорию после присоединения Крыма к России и прозвучавший в те дни тезис о “собирании земель русских”. От этих слов вздрогнули не только на Украине, но и в Белоруссии, Молдавии, Казахстане и даже в Прибалтике. И теперь Кремлю остается доказывать всему миру, что “нас не так поняли”.
Вся беда в том, что собирание русских земель для кремлевских мечтателей стало самоцелью, своего рода навязчивой идеей. Двигаясь по пути географического расширения русского мира, они начисто забыли о тех, кто живет в центре его - о самих россиянах, которые после введенных санкций оказались на грани выживания.
Логика российских властей проста: выживут, как выжили в годы коллективизации, Великой Отечественной, во время перестройки. Посадят картошки, наквасят капустки, вскормят бычка или поросенка - и перезимуют. Но для миллионов русских людей непонятно: ради чего эти жертвы? Это особенно непонятно, когда миллиарды уходят на содержание вновь обретенного Крыма, на разворачивающуюся гонку вооружений. И уж совсем непонятно, для чего уничтожать десятки, сотни тонн санкционных продуктов. Были бы они отравлены или испорчены - одно дело. Но для православного русского человека уничтожение хлеба насущного всегда было святотатством.
Непонятно многим и то, для чего создавать указом президента РФ специальный фонд “Русский мир”, одна из целей которого - защита прав и интересов русскоязычных, проживающих в других странах, когда в защите (экономической, социальной, культурной) нуждаются в первую очередь сами россияне, оказавшиеся на задворках русского мира.
Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров.
Мне довелось несколько раз побывать в деревне на Байкале, где проживает моя теща. В некогда процветающем колхозе с громким названием “Победа” люди выживают за счет рыбалки и незаконной нерповки. А все остальное время мужики разъезжают на старых мотоциклах по деревне, чтобы найти денег на выпивку.
Из благ цивилизации там только электричество и сотовая связь. Воду (для приготовления пищи, стирки и бани) теща возит во фляге со старой колонки, пилит и колет дрова, чтобы топить ими долгую зиму две печки да еще подтапливать их летом, потому что суровый байкальский климат дает о себе знать круглый год. Молодежь, окончив школу, уезжает на учебу в большие города и не мечтает возвращаться в родное село.
В начале нынешнего лета приехал к дочкам и внукам в Башкирию, край нефтяной и потому небедный. Хотя большинство нефтяников летают на работу вахтовым методом в Тюмень - башкирские месторождения медленно иссякают.
Здесь другая картина - готовятся к саммитам ШОС и БРИКС. Ремонтируют дороги, расширяют аэропорт, строят дворцы для приема гостей...
Но люди здесь тоже выживают, ищут работу, считают каждую копейку. Мой сват, вышедший недавно на пенсию, завел двух коз, чтобы было свое молочко. Все остальное покупают в магазине, где цены растут, как температура у больного гриппом.
При этом все поддерживают Путина.
Такой вот парадокс: поддержка Путина в рейтингах зашкаливает, но желающих уехать из России и из русского мира с каждым годом становится все больше и больше. Это не я придумал - это данные ВЦИОМ.
Рашид ГАРИПОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы