2639

Как не взять, когда невозможно не дать?

Как игру “Монополия” к местным реалиям приспосабливали. Как Тамара ДУЙСЕНОВА безработных статуса лишила. Как коммунисты лицензию на воровство нашли. Как Бауржан БАЙБЕК непродвинутую молодежь продвигал.
Довелось прослышать мне, о достойные более достойного, что есть где-то в подлунном мире удивительный край, жители которого считают себя монополистами. Каждый в своем деле. Одни монополизировали тендеры на госзакупки. Другие - право на истину в распоследней инстанции. Третьи - право получения личной прибыли без личной ответственности. И даже у простого люда есть своя монополия - молча слушать готовое. Все, что творят эти непростые монополисты, выглядит настолько неестественно, что край тот заслуженно именуют Страной Противо-естественных Монополистов (СПМ, короче).
Говорят также, что многомудрая доктор экономических наук Алтын ЕСИРКЕПОВА из самой южной области СПМ, да минует ее горе от ума, придумала адаптированную под реалии своей страны всемирно известную игру “Монополия” и назвала свое творение “Касiпкер КЗ”.
Игровое поле в ней представляет собой карту, разбитую на регионы, куда нанесены основные градообразующие предприятия той или иной области, а также скрытые в недрах полезные ископаемые. Как и положено в СПМ, в игре задействованы госбюджет, денежное хранилище и коммерческие банки. “Победителем считается игрок, построивший предприятие, отвечающее принципам “зеленой” экономики, и не имеющий кредиторской задолженности, - объяснила автор столь полезной игры и добавила: - “Касiпкер КЗ” рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста, а также на взрослых дяденек и тетенек”.
Но некоторые злые языки - должно быть, из зависти - утверждают, что игра сия столь же далека от жизни, сколь грешная земля от божественного неба, поскольку в ней-де не учтены откаты чиновникам из акимата, взятки для монополистов из налоговой, пожарной, санитарной и других служб.
А вот добрые языки считают, что изобретение г-жи Есиркеповой вполне сгодилось бы в качестве экзаменационного пособия для монополистов, засевших в разных ведомствах, отвечающих за развитие малого и среднего бизнеса. Смогут построить предприятие с “зеленой” экономикой без умыкания “зеленых” бумажек - подходят для службы. Не смогут да еще завязнут в кредиторской задолженности - пусть ищут хлебные места в других монополиях.
А еще говорят, что неутомимая министр труда и соцзащиты населения Тамара ДУЙСЕНОВА, о защитница из полузащитниц, решила обзавестись собственной монополией - на право давать статус безработных. Для этого в ее ведомстве даже подготовили специальные законодательные поправки.
“Международная практика - она такая, что сначала вы приходите, регистрируетесь, но вам статуса безработного не дают. Вам предлагаются различные вакансии, обу­чение, какие-нибудь работы - это называется активным поиском. Если за это время вы нашли работу, то без вопросов, вы выходите на работу. А если за это время вы не нашли работу, то только тогда вам дают статус безработного и постоянно проводят с вами работу для нахождения работы ... до того момента, пока вы не найдете работу”, - с присущим ей красноречием поведала ясноокая Тамара-ханум журналистам на брифинге в Службе центральных коммуникаций.
Услыхали эти дозволенные речи безработные и опечалились. “Раньше у нас была своя монополия - сидеть без работы, а теперь мы даже безработными не можем называться”, - подумали они и пошли заниматься активным, но безрезультатным поиском работы, которую могли бы работать. “Гугл вам в помощь”, - сердобольно подумала им вслед министр Дуйсенова.
Дошло до меня также, что глава Агентства по регулированию (противо)естественных монополий Мурат ОСПАНОВ, о регулятор нерегулируемого, на правительственном часе в мажилисе сообщил депутатам, что в недрах его ведомства разработан законопроект по повышению прозрачности тарифообразования.
Особенно напугало противоестественных монополистов, что по новому законопроекту им придется проводить публичные слушания и ежегодно отчитываться перед потребителями, как это делают акимы, держа ответ перед монопольно безмолствующим народом. По сравнению с этим монополистам показались грошовой мелочью и повышение прозрачности в закупках, и установление запрета на взимание предоплаты, и исключение возможностей создавать препятствия при подключении.
“Совсем этот АРЕМ нас не уважает, слушай! Наверное, думает, что он один в монополии воин”, - подумали монополисты и пошли считать деньги, заработанные непосильным монопольным трудом.
Но совершенно не понравилось все это пламенному депутату из фракции коммунистов Айкыну КОНУРОВУ, о монополист на ум, честь и совесть.
“Фракция коммунистов заявляет категорическое несогласие и дает отрицательную оценку политике государственного участия и контроля в образовании и регулировании тарифов на услуги ЖКХ. Мы считаем, что тарифы в подобном правовом поле - это своеобразная лицензия на воровство. Сегодня наши монополисты совершенно на законных основаниях выбивают с населения и предпринимателей деньги на обещание поднять отрасль”, - попытался товарищ Конуров из искры возжечь пламя. Но об одном забыл пламенный депутат: у остальных обитателей нижней палаты своя монополия - не слышать голос коллег. “Если каждого слушать, то любая корпоративная пьянка может легко перерасти в предвыборные дебаты. А оно нам надо?” - задались вопросом депутаты. И сами себе ответили: “Даром не надо”.
Говорят также, что самый первый заместитель председателя партии власти “Нур Отан” Бауыржан БАЙБЕК, да согреет ему карман партбилет с открытой датой, на заседании правительства неожиданно вспомнил о своем монопольном праве критиковать деятельность госорганов. И повод для этого нашел вполне себе подходящий - продвижение молодежной политики. А это ну никак невозможно без продвижения самых молодых да продвинутых.
“Как показывают результаты соцопросов, о существовании ключевого правительственного документа в этой сфере - Концепции государственной молодежной политики - 70 процентов молодежи просто не знает”, - изрек молодой, да ранний Байбек. По всему выходило, что продвинутых среди молодежи явно меньше, чем двинутых.
Для вящей убедительности партийный лидер поведал: больше половины молодежи даже не слышали о таком социальном проекте, как “Молодежная практика”, на который государством по линии Минобразования выделяется целых 2,3 миллиарда тенге.
“Ишь куда клонит, - многозначительно переглянулись члены правительства. - Молодой еще, горячий! Не знает, что монополия на власть - самый лучший способ монополизировать бюджетные деньги. Да и как не взять, когда невозможно не дать?”

Рашид ГАРИПОВ, рисунки Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть