Сила слабых - в слабости сильных
Довелось прослышать мне, о любезные во всех отношениях читатели, что есть где-то в подлунном мире, если идти все время прямо и никуда не сворачивать, удивительная страна, в которой живут слабосильные силовики и всесильные слабаки. И называют ее, чтобы понапрасну не заморачиваться, Страной Слабосильных. И удивительна эта страна тем, что жители ее постоянно выясняют, кто из них сильнее. И выяснить никак не могут. Потому как, едва прижмут хорошенько силовика, он тут же показательно дает слабину, а лишь станут из жалости поднимать на щит слабака, глядишь, он искренне начинает верить в свое всесилие. Тем и живут.
Говорят также, что на прошлой неделе в Стране Слабосильных многоопытный аким Атырауской области Казахстана Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ, да пошлет ему Небо сил, чтобы скрыть свои слабости, неожиданно обиделся, когда его обвинили в постыдном пристрастии к лоббизму.
Случилось это на проходивших в Атырау общественных слушаниях по результатам оценки воздействия на окружающую среду в рамках программы опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган. Некая дама из центра эколого-правовой инициативы “Глобус” совершенно голословно обвинила акима области, присутствовавшего на мероприятии, в лоббировании интересов консорциума North Caspian Operating Company.
Измухамбетов смело ответил: “Я никогда и никого не лоббировал. Более того, вот рядом со мной сидит господин Каррара, - тут аким показал на управляющего директора компании “Аджип ККО” Умберто КАРРАРУ, - я с ними разговариваю очень жестко”.
Тут управляющий, услышав свое имя, поспешно кивнул. И поскольку неугомонная дама осталась при своем “Глобусе”, уважаемый Бактыкожа Салахатдинович, обращаясь к ней, сказал строго - в назидание всем: “Будьте осторожнее в своих выступлениях, пожалуйста. Если бы я кого-то лоббировал, то многие вопросы сейчас решались бы по-другому. Не зря, наверное, президент страны меня до министра поднял. Я единственный человек, прошедший все ступеньки нефтегазовой отрасли до министра. Не оскорбляйте, пожалуйста, меня”.
И поняли все, кто слышал эти речи, что Измухамбетов не просто слабый силовик и даже не всесильный слабак, а Рыцарь без страха и упрека. Он за свою неслабую карьеру и не такое слышал.
Говорят, правда, что не все в Стране Слабосильных могут похвастаться такими достоинствами. И потому приходится бедолагам изрядно попотеть, доказывая, что им не слабо.
К примеру, на днях в той стране отмечали пять дней кряду прекрасный весенний праздник. По местному обычаю дело это сопровождалось употреблением всевозможных опьяняющих напитков - чтобы посильнее расслабиться.
И вот в городе Жезказгане старший помощник прокурора городской транспортной прокуратуры обратился в полицию с заявлением, что его в ночном клубе, где они отмечали тот самый весенний праздник Наурыз, избил полицейский. И потребовал тогда страж закона привлечь к ответственности неслабо разгулявшегося силовика.
И тогда всем стало понятно: в местной транспортной прокуратуре работают хоть и всесильные, но все же слабаки.
Другой сотрудник прокуратуры из Западно-Казахстанской области, употребив одному Всевышнему известную меру напитков, в одом из микрорайонов Уральска встретил благонамеренного горожанина - да и побил его. А тот, не будучи ни бессильным силовиком, ни всесильным слабаком, обратился с заявлением в полицию. А куда ж еще идти слабому, когда сильно прижмет?
Дошло до меня также, что на днях в сиятельной столице проходило заседание правительства, где обремененный многими знаниями министр образования и науки Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, о букварь познаний моих, доложил о сокращении количества вузов в стране в ближайшие два года до ста.
- Это позволит нам выйти на принятый в развитых странах показатель числа вузов по отношению к населению. В итоге в большинстве регионов Казахстана будет по одному государственному и одному крупному частному вузу, - изрек Жумагулов смелые речи. Но не всем понравились они.
И тогда правдолюбивый Бакытжан Турсынович вышел в кулуары, чтобы донести свет истины до широких народных масс. Но вместо масс в кулуарах оказалась горстка ремесленников печатного слова и непечатного видео. Им и излил душу министр.
- Идет очень большая критика того, что непродуманно сокращаются высшие учебные заведения. Это неправильно. Все продумано, просчитано. Вопрос в другом. За каждым высшим учебным заведением стоит кто-то из Астаны, лоббирует интересы. Это есть среди депутатского корпуса, это есть в правительстве, это есть во всех центральных органах. Люди, которые лоббируют, чтобы эти вузы мы не сокращали. Это ни для кого не секрет, - раскрыл секрет журналистам Жумагулов.
И все, кто слышал его проникновенные речи, понял, что в правительстве и парламенте всесильные слабаки втайне от широкой демократической общественности предаются лоббизму, получая в награду за это занятие сильные эмоции и неслабые дивиденды.
Говорят также, что номенклатурно-продвинутый председатель Агентства по делам госслужбы Казахстана Алихан БАЙМЕНОВ, да на ослабнет его сильный государственный дух, заявил при всем честном журналистском народе, что отныне слово “бастык” (начальник) выведено из реестра государственных должностей. И тут же себя поправил, потому что не бывает хорошего правила без исключений.
- Слово “бастык” полностью сейчас убрано из реестра, за исключением только одной должности - начальник канцелярии главы государства. Во всех остальных должностях гражданской и государственной службы в реестре уже слово “бастык” не присутствует, -
гордо добавил Байменов.
И ему было чем гордиться: Алихан Мухамедьевич еще в 2011 году с присущей ему силой убеждения доказывал, что так говорили еще в прежние времена, унижая этим сильным словом слабых. Ибо “в казахском языке оно еще имеет другое значение - угнетение, угнетающий”.
Но знающему толк в языкознании Алихану Мухамедьевичу не удалось праздновать полную победу, потому что злополучный термин “бастык” все же сохранится в правоохранительной системе и в системе Министерства обороны, где, по его словам, “другой характер взаимоотношений”.
И все с ним согласились, потому что без бастыков среди бессильных силовиков сразу же начнутся разброд и шатания. И лишь немногие, чувствуя сильную слабость в коленях, задались вопросом: “Как же так - бастыки есть, а слова нет?!”. И, не найдя ответа, едва нашли в себе силы не впасть в слабоумие.
Рашид ГАРИПОВ, e-mаil: garipov@time.kz, Владимир КАДЫРБАЕВ, художник, e-mail: kadyrbaev@time.kz