3679

Против ветра


“22 апреля 1992 года у здания правительства, которое в то время находилось на Старой площади в Алматы, кардиохирурги НИИ имени Сызганова объявили голодовку.
Они принесли с собой одеяла, спальные мешки.
Погода испортилась, и восемь дней шел дождь.
Требования врачей были простыми и остались актуальными до наших дней.
Они хотели обратить внимание на плачевное состояние медицины.
В частности, в своем институте, в общем - по рес­публике.
Незадолго до этого события из института был вынужден уволиться С. Джошибаев - врач с мировым именем. Причину его ухода участники акции обозначили как травлю и гонение.
В письме на имя главы республики врачи подробно описали факты беззакония в НИИ: атмосферу коррупции, покровительства и благоприятствования узкому кругу людей, финансовые нарушения…
Они писали: “Реанимации требует не только сердечная хирургия, но и вся медицина Казахстана, в ампутации нуждается закоренелая бюрократия и номенклатура системы управления здравоохранением, где сложилась парадоксальная порочная практика”.
Имелось в виду, что министров, не говоря уже о нижестоящих чиновниках медицины, назначает академик Мухтар Алиев, в то время директор НИИ.
Я позволила себе процитировать статью в нашей газете, опубликованную восемь лет назад.
За прошедшие годы о поступке отважных, по­дающих надежды молодых людей никто, кроме нас, кажется, не вспоминал. Особенно в контексте: на сколько лет тогда, не прислушавшись к требованиям, задержали развитие кардиохирургии в Казахстане.
Помню одного из участников тех событий, который пришел в редакцию. Он мог лечить наши сердца, спасать наших близких от неминуемой смерти. Сидел человек напротив, мог стать медицинским светилом, но звезды отвернулись от него. Казалось, что у него болит сердце от воспоминаний.
В далеком 1992 году через восемь дней врачи прекратили голодовку.
Поверили обещаниям, что будет создана специальная правительственная комиссия. 23 года назад все было так же, как зачастую бывает и сейчас. Их обманули. Обещания были даны для того, чтобы молодые врачи ушли с площади, а не для того, чтобы приступить к решению проблем.
Через два десятилетия поражают действия борцов и их вера, что они могут что-то исправить в жизни общества: медики вышли с повторной голодовкой в начале июля - на этот раз уже на 18 дней. 
В библиотеке на проспекте Абая мне помогли найти газеты тех дней. Запомнился один из самых коротких опубликованных в СМИ откликов: “Вы первые, и вы молодцы!”
Первые - да. Молодцы - да. И восклицательный знак - да. Потому что вторых не было.
Участников протеста было девять.
23 года назад они решили привлечь внимание общественности к проблемам медицины. 
В итоге сами ушли в безвестность.
Работать в НИИ им уже не дали. Как сказал один из них, не то что работать, даже дышать было тяжело им в стенах института.
Из кардиохирургии их технично выпихнули.
И первые годы после акта протеста никого из них не брали на работу. Существовал негласный приказ -
не брать!
Они приходили в медучреждения, где не хватало кадров, а им говорили: извините, но для вас работы нет.
Команда молодых специалистов во главе со своим руководителем готовилась к тому, что в середине 90-х годов в Казахстане будет произведена первая пересадка сердца. Это произошло через два десятилетия и, увы, без них.
Думаю, все, даже представители власти, которые не посмели поддержать молодых врачей, понимали правоту участников протестной акции.
Но тут ведь какое дело?
Сегодня они за восстановление на работе своего руководителя и против коррупции, а вдруг завтра против еще чего-нибудь выйдут на площадь?
С бессловесными кадрами всегда как-то спокойнее. И не только в медицине.
При подготовке материала удалось поговорить с участниками событий. Все они остались в профессии, но вынужденно сменили специализацию. Несколько человек неоднократно пытались вернуться к операциям на сердце, но хирургия - такое дело: без практики руки предают.
Один из них рассказывал своим детям о прошедших событиях с целью показать, что не надо писать против ветра...

Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть