1937

Амбиции не помешают

Амбиции не помешают

Предстоящие в конце мая выборы в Европарламент – крупнейшее событие Старого света. Будет избран 751 парламентарий, который будет представлять интересы более 512 млн европейцев. Мажилисмен Альберт РАУ поделился с газетой «Время» своими соображениями на этот счет.

- Альберт Павлович, вы наверняка следите за предстоящими выборами в Европарламент, которые называют крупнейшими транснациональными выборами в истории…

- Конечно, я встречаюсь с европейскими депутатами. В этом месяце я дважды был в Берлине, где много моих знакомых баллотируется в Европарламент. 

- В выборах будут участвовать как национальные партии, так и независимые кандидаты. Поделитесь своими наблюдениями.

- Там всегда появляются новые партии. Например, я вижу, что все большую популярность в Старом свете набирают правые и ультраправые политорганизациии и евроскептические партии. Этот тренд на неприятие общеевропейской интеграции: негативное отношение к введению единой валюты (евро), евроконституции и другое - набирает силу на фоне миграционного кризиса, а также на фоне Брексита (процесс выхода Великобритании из Европейского союза. - Т.Г.), проблем ЕС с Грецией и Италией. В Германии, которая является одним из основных доноров Евросоюза, эти настроения растут в первую очередь.

Что касается самих выборов в Европарламент, то они, как я заметил, проходят всегда очень спокойно. Единственное, что растет доля евроскептиков в самом парламенте: из 750 евродепутатов в действующем составе их насчитывают человек 90, и, это, конечно, чувствительно.

- Насколько может быть активным взаимодействие Казахстана и Евросоюза на фоне конфронтации России и западного мира, ЕврАзЭС и ЕС в целом? 

- Надо понимать, что Евросоюз - это формирование, которое задаёт общие правила и нормы странам, входящим в это объединение. Однако Евросоюз ни в коем случае не выступает экономическим агентом в реализации конкретных экономических проектов в той или иной стране. Что касается конкретного сотрудничества, то за последние годы Европейский банк реконструкции и развития, свернув свою деятельность в Российской Федерации, активизировал ее в Казахстане. Евросоюз предпочитает работать с каждой страной отдельно в том числе и с Казахстаном. С другой стороны пока особых усилий внутри руководящих органов Евразийского экономического союза по налаживанию двухстороннего сотрудничества  с Евросоюзом я, к сожалению, не вижу. 

- Известно, что в сентябре в Нур-Султане пройдёт межпарламентский саммит спикеров стран Евразии – будут представители от Португалии до Филиппин. Будут ли в нем как-то задействованы европейские депутаты? 

- Недавно у нас был разговор с первым вице-президентом Бундестага, и он обещал, что будет на саммите. Кроме того, спикер мажилиса Казахстана Нурлан НИГМАТУЛИН провёл переговоры с Парламентской ассамблеей ОБСЕ. Возможно, от них тоже будут делегаты. Впереди еще много времени. Пока говорить о том, кто будет или нет, ещё рано. Но нам важно, чтобы парламентская дипломатия способствовала снятию определенных напряженностей в странах континента.

- На фоне Брексита и нестабильной ситуации в некоторых странах Европы насколько вероятно, что в перспективе такие же проблемы постигнут Таможенный союз? 

- Не думаю. У нас не политический союз, а чисто экономический. В странах Евросоюза очень много делегировали полномочий в сам Европарламент и Евробюджет. Посмотрите, тот же брюссельский чиновник из Евросоюза сегодня несет минимальную ответственность, поскольку он не контактирует с населением, но при этом у него огромные ресурсы, так как он решает, в какой стране что выращивать или производить. Такой вот подход. Мы же делегировали в ТС права, которые будут работать на то, чтобы просто снять барьеры внутри объединения. Не более того. 

- А как вы оцениваете перспективы введения в странах ТС единой валюты по типу евро? Возможно ли такое в обозримом будущем? 

- Европейская валюта хороша, но, в частности, только для таких стран, как Германия, поскольку это одна из лидирующих стран по экспорту. Наравне с Китаем и США. Но надо иметь ввиду, что половину своего экспорта Германия экспортирует в страны ЕС. В итоге наличие общей валюты для неё очень хорошо. Однако Греция, которая поспешила вступить в еврозону, испытывает серьёзные неудобства. Именно поэтому не торопятся вступать в эту зону Чехия и Польша. Им выгодно, что у них своя валюта, пускай и чуть послабее. Так что когда говорят о единой валюте, мы должны учитывать этот опыт. Спешить в этом деле весьма чревато.

Комментарий в тему:


Роман ВАСИЛЕНКО, замминистра иностранных дел Казахстана:

- Казахстан приветствовал решение ЕС обновить к середине 2019 года стратегию Евросоюза в Центральной Азии, учитывая новые геополитические реалии, меняющиеся потребности и растущие возможности стран нашего региона. Полагаем, что эффективная реализация новой стратегии будет содействовать дальнейшему сближению стран Центральной Азии и Евросоюза, в том числе посредством реализации совместной проектной деятельности в области развития, верховенства права, безопасности, образования, охраны окружающей среды, развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В целом, мы призываем Европейский союз быть более амбициозным и расширять свое присутствие в Центральной Азии! Для региона это важно в контексте сбалансированности присутствия ведущих внешних торговых и инвестиционных партнеров.

Тогжан ГАНИ, фото из соцсетей, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть