70657

Макпал ЖУНУСОВА: Замуж никто не зовёт

В день выборов певица будет поминать мужа Заманбека НУРКАДИЛОВА, погибшего при загадочных обстоятельствах в 2005 году

Всенародно любимая певица редко появляется на телеэкране, а уж светских тусовок вообще сторонится. В свой год - год Дракона - она не ждет счастливых перемен, лишь бы дома все было спокойно.

- Столько знаменательных мероприятий было в прошлом году - и юбилей независимости, и День столицы, и Азиада, а вас ни на одном торжественном концерте не было. Вы что, не поете?
- Пою, конечно. Только на правительственные концерты меня не приглашают. Почему - не знаю, это надо, наверное, у министра культуры спросить. Может, боятся, что я политическое заявление какое-то сделаю, праздник им испорчу? Зачем мне это надо! Я пою. У меня против кого-то песен нет, у меня все песни про любовь.
А сама я просить не буду. Я все-таки народная артистка, лауреат Государственной премии. Мои концерты идут по областям с аншлагом, у меня своих поклонников достаточно.

- После гибели вашего мужа ходили слухи, что Макпал сломалась, больше не выйдет на сцену. Как вы преодолели черную полосу в своей жизни?
- Девять месяцев я дома сидела, вообще не выходила. Не было желания кого-то видеть, что-то делать. Целыми днями лежала и плакала, закрывшись в комнате. Дочери не показывалась. На 15 килограммов похудела. Уснуть не могла, снотворные пила по 7-8 таблеток. И водку пила, чтобы забыться - кроме яда, все пила. Ничто меня не берет, и смерть не берет. Потом стали со всей республики звонить простые люди. Переживали, потому что пошли разговоры, что я спилась, умерла, на себя руки наложила. И я думаю: “Не дождетесь! Своему народу я нужна”. Наперекор завистникам встала.

- Были такие, кто злорадствовал?
- Радовались, еще как! Когда такой час настает, каждый показывает свое лицо. Оказывается, сразу после гибели Заке следователи приглашали многих артистов и расспрашивали обо мне. И мои коллеги сказали, что я пью. Народная артистка, с которой мы при встречах обнимались-целовались, так сказала. А ведь мы с ней в компаниях не сидели, с чего она это взяла? Я ведь ни с кем не общалась, потому что Заке был ревнивый и никогда меня на тусовки не пускал, говорил: “Жануля, у тебя много врагов, будь осторожна, на банкеты не ходи, ни к чему хорошему это не приведет”. Поэтому я человек домашний, я с ним 15 лет прожила и с тех пор никуда не хожу. Если меня на той приглашают, предупреждаю, что могу выступить только до 9 часов вечера, потому что в 10 мне надо уже дома быть.

- Зато вас в народе любят. На улицах узнают.
- Ой, не говорите, на базар пойдешь - четыре бабки-побирушки меня обязательно поймают: одна русская, одна татарка, две казашки. Как ни приду, кричат на весь базар: “Макпал!” Караулят меня, что ли? Каждой даю по 5 тысяч тенге. Везде мне нищие попадаются. Однажды иду, такая шикарная, смотрю, у пожилой бабушки-казашки сапоги страшные, пальто такое тоненькое, она сидит согнувшись. “Апай, не болды? Чего сидим? У вас дети есть?” Та стала слезы пускать: “Никто не хочет за мной ухаживать”. Вот вам, говорю, денег, покушайте хорошо и купите себе сапоги нормальные. Мне стыдно, что у нас такое богатое государство и столько нищих людей.

- В конце минувшего года народные и заслуженные артисты обращались к президенту с петицией, чтобы он принял звание “Халық Каhарманы”, а вашей подписи не было.
- Не предлагали. От вас первый раз об этом слышу.

- Как вы оцениваете жанаозенские события?
- Это ужасно. Я была на гастролях в Шымкенте, когда сказали - казахи друг против друга пошли. Мое мнение: это борьба за власть, а простой народ пострадал. Не надо сваливать на интересы других стран.

- Определились уже, за кого будете голосовать на выборах 15 января?
- 15 января? Надо же, как совпало - это день рождения Заманбека Калабаевича. Я в этот день каждый год его поминаю, делаю дастархан, люди приходят, на могилу хожу, Коран читаю. А за кого надо голосовать-то? Я в партиях не разбираюсь. В свое время в демократическую партию ДВК меня приняли. Говорили одно, а потом те же люди изменили свои позиции. Тот же Алихан Байменов... Поэтому уже не верю никакой партии. Меня попросили недавно в нашем Медеуском районе, чтобы я вступила в партию “Нур Отан”. Я говорю: “Зачем? Если вы хотите, чтобы я выступила, - пожалуйста, я выступлю, с песней. А вступать - зачем мне это надо?”

- Меня многие женщины восхищают преданностью и самоотверженностью, когда в трудную минуту становятся для мужей адвокатами, требуя справедливости или возмездия. Вы тоже многое сделали в память о своем муже.
- Три года назад у меня была попытка к президенту на прием попасть, чтобы правду установили, что Заке сам в себя не стрелял. К президенту не пустили, зашла я к Шабдарбаеву (в то время председатель КНБ. - И.Б.). Шабдарбаев сказал, чтобы я этот вопрос не трогала: “Зачем вам это надо, вам надо жить, растить дочку”. Мне объяснили, что этот вопрос могут поднять потерпевшие, а я прохожу как свидетель. Потерпевшими сделали сына Кайрата и сестру Заманбека Калабаевича, а они сразу согласились с версией самоубийства. И все. Когда было пять лет смерти Заманбека Калабаевича, я посвятила ему песню “Вечная любовь” и клип сняла. За прокрутку на ТВ 5 тысяч долларов запросили. Просила сделать скидку - не согласились. Ради Заке я заплатила. Еще музей открыла в его доме, где убили его. Там все лежит как тогда. В этом доме мы с ним жили с 1994 года. Когда начался у Заке сложный период жизни, он меня туда пускал только днем. Я туда как на свидания ходила. Он боялся за меня, отправлял ночевать в другой дом с Мерейкой.

- Вашей дочке уже 10 лет, чем она увлекается, о чем мечтает?
- Мерей уже в третьем классе, учится на пятерки, очень активная, все хочет попробовать. На фортепиано ходила, рисование, гимнастику, шахматы… Ищет себя. Начала петь, у меня на концерте выступила. Посмот­рела себя по телевизору - не понравилось, сказала: “Я, оказывается, хуже пою, чем ты”. Объясняю ей, что подрастет и голос по-другому будет звучать, - нет, категорично: “Спасибо, мамочка, я не буду петь, буду ученым”. Сколько раз еще поменяется!

- Мерей общается с братом, сестрой?
- Нет, как общаться, когда они в мой адрес такие страшные слова говорили, что я Заке убила. Кайрат кричал, что меня посадит. И при жизни Заке дочка и сын постоянно на отца кричали - дочка по телефону, а сын приходил, при мне отцу выговаривал: “Ты когда заткнешься, из-за тебя все мои друзья от меня отвернулись”. А Заке отвечал: “Кто ты такой, чтобы меня учить, как мне жить и что говорить?”.

- Трудно одной растить ребенка?
- У меня живет родная сестра с дочкой, мы вчетвером. Когда я уезжаю на гастроли, Мерей под присмотром.

- А в материальном плане?
- Справляюсь. 30 человек родни на моей шее. Нас ведь у родителей девять детей, и у каждого по трое-четверо своих. Все зарплату получают максимум 50 тысяч, ну разве на это проживешь! Деньги за концерт получаю - им раздаю. Мы по заграницам не ездим, я только в Казахстане отдыхаю - Алаколь, Балхаш. Я и дочку так приучила, она даже не пикнула. В прошлом году был момент, что месяц без выступлений просидела и вообще ни копейки не было. А я зашла в магазин без денег, увидела платье концертное за полторы тысячи долларов. Захотела купить для работы, так-то особо в жизни я не шикую. Ну и решила проверить. Достала визитки, которые мне дают всякие богатые люди. Они всегда говорят при знакомстве: “Маке, если что - звоните, я вам помогу, любой вопрос решу”. Я визитки беру, но не звоню никогда. А в тот момент решила воспользоваться. Звоню всем подряд: “Займите 2 тысячи долларов, через неделю отдам”. - “Ой, Маке, вы знаете, нету.” Никто не хочет давать! Все по 10 машин имеют, заводы, компании. Неужели богатые такие жадные? И только Майра Ильясова, певица, заслуженная артистка, меня выручила.

- Разве от мужа вам не осталось сбережений?
- У нас же украли деньги. Мы с Заке накопили 900 тысяч долларов, а у нас все украли. Я после этого вообще не хочу копить. Дело было так: мы улетели отдыхать, а через два дня звонок - возвращайтесь, обокрали вас. А мне сон приснился: ключи от дома потерялись, из дома выходит Ермек, помощник Заке, и почему-то глаза кепкой закрыл. Я утром сон рассказала, а после обеда известие приходит, что нас обокрали. И я говорю мужу: “Хочешь услышать мое мнение, кого я подозреваю? Это Ермек!” Заке за 15 лет руку на меня никогда не поднимал, а тут первый раз в жизни ударил за то, что я наехала на его Ермека. Он же его мальчишкой к себе взял, поднял его, доверял во всем. Потом Ермека с сообщниками поймали, 130 тысяч у него изъяли, он признался во всем, а когда Заке в оппозицию пошел, их отпустили без всякого суда. До сих пор не могу деньги вернуть. Два дома - в одном мы живем, в другом музей, две машины - вот все мое богатство. Мерейка подрастет - этот дом продам, ей хватит. Приходится работать. А кто меня будет кормить? Богатые люди приглашают петь на той, 3 тысячи долларов просишь - говорят, что дорого. А потом приглашают зарубежных артистов за 300 тысяч. Единственный Булат Назарбаев мне хорошо заплатил, когда дочку выдавал замуж, - 10 тысяч долларов, для нас это большие деньги.

- Вы эффектная женщина, могли бы еще раз замуж выйти.
- Ну и за кого?

- Наверное, на вас обращают внимание мужчины.
- Вообще не обращают.

- Может, вы держите дистанцию?
- Нет, я кокетничаю. Но мужчины только комплименты говорят: “Вы прекрасная певица”, - и дальше не идут. Видимо, из уважения к Заке, казахи же насчет этого осторожны. Да и я человек непростой, скажут: “Ой бай, как ухаживать за ней?”. Боятся, я думаю. Только молодые пишут любовные эсэмэски. Но меня знакомые предупредили: “Маке, близко не подходите к молодым, они вас используют, дом ваш заберут”. Так что я молодым сразу отвечаю: не надейтесь! А потом дочка же категорически против. Иной раз я фильм какой-нибудь смотрю и говорю: “Ой, как хочется любви!” - а она мне: “Я - твоя любовь!” Я подшучиваю: “Давай, я замуж выйду, мужчина будет рядом, охранять нас будет”. “Ты что, мама, и где он будет спать? Да еще надо будет для него мужской туалет строить!” Смех, и только! Но как приведешь сюда мужика, где Заке спал? Может, если кто-то мне дворец построит, тогда и замуж выйду. Но что-то не спешит никто.

Ирина БАЖЕНОВА, Алматы, e-mail: bazhenova@time.kz, Фото из личного архива Макпал ЖУНУСОВОЙ

Поделиться
Класснуть