Кто барымтач?
Скульптор Ербосын МЕЛЬДИБЕКОВ уверен: его работа с улицы Панфилова исчезла не просто так. Это своего рода наказание.
Деревянный конь, стилизованный под детскую игрушку, с бронзовой нашлепкой-отпечатком всадника вместо седла появился в 2018 году. Тогда в рамках инициативы “Алматы - теплый город” на улицах южной столицы появилось 16 арт-объектов казахстанских и зарубежных авторов. Кстати, один из них - та самая Белка раздора, украшавшая площадь перед “Атакентом”. В числе прочих арт-лавки, мобильная библиотека, инсталляции, авторские детские площадки и многое другое. Деньги на Белку собрало агентство, проводившее конкурс, а на остальные 15 объектов из городского бюджета выделили 78 миллионов тенге.
Кстати, большая часть этих объектов уже тихо исчезла с наших улиц. И Ербосын Мельдибеков возмутился не тем, что город посчитал оконченным срок жизни инсталляции, но тем, что удалена она была по-тихому, без уведомления автора, и фактически оказалась на свалке. Автору до сих пор не могут объяснить, кто и почему дал распоряжение убрать инсталляцию.
- Об исчезновении коня мне сказали знакомые, - вздыхает Ербосын. - После долгих поисков я нашел работу на территории “Алматы Тазалык”. Причем бронзовая нашлепка с коня была варварски сбита. Одна из причин, которую мне называли: дескать, бронзу кто-то снял, коня изрисовали матерными словами, поэтому надо было убрать его. Но я регулярно осматриваю свою работу и не видел ничего, что нельзя стереть и что так уж прямо оскорбляло бы публику. А бронзовая часть была прикреплена конкретно, снять ее можно было только ломом, умеючи и не торопясь. В любом случае ко мне никто не обратился с предложением отреставрировать или освежить работу. Да и вообще не поставили в известность, что убирают мою скульптуру с улицы. Это же элементарный такт и уважение к художнику!
Сейчас Мельдибеков пытается добиться внятного ответа от отдела культуры Алмалинского района города, кто отдал распоряжение убрать скульптуру. Ербосын связывает происшедшее со своей творческо-политической позицией. Совсем недавно в частном выставочном зале прошла выставка работ Мельдибекова, где он показал свою любимую тему - памятники правителям, которые похожи на конструктор с заменяемыми частями. Скульптор полагает, что из-за этого впал в немилость у властей. Хотя, вероятнее, все гораздо проще и дело в бездумном отношении к городской среде и ее объектам.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира Заикина, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО