Минфин в одиночку не справится
Эксперт "Времени" предлагает повысить статус ФСМС до правительственного
Проблема нарушений в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) уже обрела масштаб общенациональной. Поэтому Министерство финансов не в состоянии будет справиться с ней в одиночку. Такое мнение в интервью газете "Время" высказал экс-министр здравоохранения, советник республиканского профсоюза медицинских работников Елжан БИРТАНОВ.
Напомним, 16 января премьер-министр Олжас БЕКТЕНОВ поручил передать фонд социального медицинского страхования (ФСМС) из ведения Минздрава в Минфин из-за вопиющих нарушений: приписки, фиктивные пациенты, оказание гражданам несвойственных им медицинских услуг, например маммографии и скрининга шейки матки... мужчинам!
Благодаря таким махинациям 1465 руководителей медорганизаций за два года приобрели свыше 5000 единиц недвижимости, еще 912 человек - 1416 автомобилей.
Елжан Биртанов в интервью "Времени" подчеркнул: такая коррупция стала возможной из-за разобщенности баз данных выдачи лекарств, умерших людей, скринингов, регистра населения и т. д.
По словам Биртанова, до 2015 года в Казахстане разработали десятки информационных систем с разными языками программирования и технологиями, то есть они между собой "конфликтуют", не могут "общаться", передавать данные. Для этого необходимы так называемые платформы интероперабельности, которые позволяют сравнивать между собой данные из разных информационных систем, блокируя все подозрительные операции автоматически.
- А сейчас в одной информсистеме есть информация, что человек умер, при этом тут же в другой системе на него списывают деньги по линии ОСМС. Это же парадокс! Здесь я вижу прямую недоработку Минздрава, Министерства цифрового развития и других уполномоченных госорганов, которые за несколько лет так и не сделали интеграцию. К работе также были подключены тогдашние вице-премьеры Тамара ДУЙСЕНОВА и Ералы ТУГЖАНОВ. Как к этому можно было относиться спустя рукава, если начиная с 2020 года глава государства практически в каждом своем послании народу говорит о необходимости обеспечить интеграцию информационных систем в медицине?
- Так в чем проблема? Это технически очень сложно?
- Это не какая-то сверхсложная, а вполне решаемая с технической точки зрения задача. Во время работы в Минздраве мы делали такие интеграции под какие-то конкретные задачи практически за несколько дней. Плюс вы все знаете о разработанной совместно с хорватской фирмой Ericsson Nikola Tesla многострадальной платформе интероперабельности, которая бы позволила сэкономить миллиарды тенге, заблокировав хищения в сфере лекарственного обеспечения, закупе медоборудования и те же приписки в ОСМС. Но чем это закончилось, все, наверное, помнят. Очень влиятельные люди, стоящие за всеми этими нарушениями, испугались, что будет прозрачность, и инициировали уголовное дело против нас, направив письмо президенту о том, что якобы никакой платформы не существует. А по факту ежегодно 50-60 млрд тенге из бюджета как тратили на лекарства, которые до адресных получателей не доходят, потому что распродаются через частные аптеки или уходят за рубеж, так и тратят. И это только один пример.
- Как я понимаю, платформа, интегрирующая базы данных, есть. И чтобы она заработала, нужна только политическая воля?
- К этой платформе никого не подпускают. Министр здравоохранения Акмарал АЛЬНАЗАРОВА при встрече со мной выразила готовность рассмотреть запуск платформы, но не знает, как это сделать, поскольку де-юре, согласно приговору суда, платформы не существует. Я надеюсь, что этот интеллектуальный продукт не зарубили топорами. Это программное обеспечение сохранено на дисках в архивных материалах уголовного дела. Сервер, сама платформа находятся на балансе Минздрава. Тем более есть компания-разработчик, которая готова запустить свой продукт. Я глубоко убежден, что именно интеграция информационных систем положит конец многолетним припискам и откровенному воровству в ОСМС.
- Как считаете, Минфин наведет порядок?
- Я не верю, что Минфин со всем этим справится. Нужно поднять ФСМС на уровень правительства, чтобы в состав управляющих органов, совета директоров фонда входили все министры и несли персональную ответственность. 20 процентов казахстанцев до сих пор не застрахованы. Почему так происходит? Потому что они являются неформально занятой рабочей силой, то есть не платят налоги.
Пусть за это в рамках ФСМС отвечают Минтруда и Миннацэкономики. За интеграцию баз данных, автоматизацию пусть несет ответственность министр искусственного интеллекта и цифрового развития, а за контроль денежных потоков - Министерство финансов, возможно, еще какие-то контрольно-надзорные госорганы. То есть необходима коллективная общеправительственная ответственность. Формирование системы соцмедстрахования, которая соответствует международным стандартам, должно стать общей государственной задачей.
- Накопленный инвестдоход ФСМС с 2020 года составил 588 млрд тенге. Согласно проведенному Минфином анализу, значительная часть средств аккумулируется в активах фонда и не направляется на оказание медицинских услуг. Почему так происходит?
- Я так понимаю, совет директоров одобряет такое. У фонда есть некий прогнозируемый объем затрат. Если есть какие-то излишки, их можно хранить либо направлять на какие-то цели. Но вопрос в том, что они там лежат мертвым грузом, когда где-то не хватает денег. Каким образом совет директоров и Минздрав это одобряли, непонятно. Видимо, частые увольнения руководителей ФСМС с этим связаны.
В Казахстане большая нехватка денег на лечение детей, закуп новых онкологических препаратов. Хотя мы видим, что серьезные деньги накоплены в фонде. Почему бы их не использовать на строительство медицинской инфраструктуры через механизмы государственно-частного партнерства, инвестиционный тариф? У нас больницы в ужасающем состоянии. Далеко за примерами ходить не надо: даже в Астане есть такие больницы, в которые страшно заходить. Зато на счетах ФСМС осели миллиарды.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Лэйла ТАСТАНОВА