2512

Всем будет чем заняться!

Каким может быть народный контроль в армии и не только

Всем будет чем заняться!

Депутаты мажилиса предложили предоставить гражданам право контролировать работу фонда “Самрук-Казына” и его “дочек”, следить за условиями службы военных, обучения курсантов и кадетов, упростить процедуру подачи петиций да и в целом участвовать в принятии важных решений. Соответствующие нормы прописаны в законопроекте об общественном контроле, который обсудили в четверг на круглом столе в мажилисе.

О предложенных депутатами поправках рассказал мажилисмен Ерлан САИРОВ. Если проект станет законом, общественный контроль будет за деятельностью фонда “Самрук-Казына” и его дочерних компаний. Казах­станцы смогут следить за тем, как там реализуют государственные социальные и научно-инновационные проекты, нацпроекты, а также за благо­твори­тельностью ФНБ.

По словам депутата, разработчик законопроекта - Министерство информации и общественного развития (МИОР) - предложил ввести норму, что по результатам общественного контроля будут готовить рекомендации. Однако парламентарии не согласились и внесли поправку о том, что итоговым документом должна быть не только рекомендация, но и протокол, заключение и иные документы. Мотивированный ответ, считают депутаты, должен быть на каждую рекомендацию, отраженную в итоговом документе, такой подход, по их мнению, отобьет моду на всякого рода отписки.

- Следующая норма - проведение общественного контроля в помещениях, связанных с жизнью и бытом военнослужащих срочной службы, воспитанников, уланов, кадетов и курсантов военных учебных заведений. Это казармы, столовые, места досуга.

Общественный контроль усилили еще одной задачей - обеспечение качественной реализации проектов, выполняемых в рамках общенациональных приоритетов Казахстана, - заявил Ерлан Са­иров.

Вместе с тем в законопроекте четко определили основания для отказа в посещении объекта контроля: если группа общественного мониторинга уже была там в течение последних шести месяцев.

Сократили количество голосов, необходимых для подачи петиции, - с 150 (так изначально предлагал МИОР) до 50.

Сократили и сроки рассмотрения петиций: с 60 дней до 40 для центральных госорганов и до 20 - для акиматов. Депутаты также внесли поправку о том, что граж­дане имеют право подавать петицию не только через специальный интернет-портал, но и на бумаге.

Правительственный вариант законопроекта представил вице-министр информации и общественного развития Данияр КАДИРОВ.

По его словам, объекты общественного контроля - это местные и центральные госорганы, госучреждения, квазигоссектор, а также исполнители функций центральных и местных госорганов, деятельность которых связана с общественными интересами. Контролировать их могут граждане и некоммерческие организации. Они имеют право создавать группы, запрашивать информацию, по письменному согласию посещать объекты, обжаловать действия или бездействие госорганов.

Общественный контроль не могут осуществлять лица, не достигшие совершеннолетия, имеющие непогашенную судимость, состоящие на учете в наркологическом или психиатрическом учете. Не будет такого права и у некоммерческих организаций с иностранным участием и у тех, чья деятельность прекращена или запрещена.

- В качестве основных форм общественного контроля предлагаются общественный мониторинг, общественная экспертиза, общественное обсуждение. Могут быть и другие формы - общественные слушания, заслушивание отчета о результатах работы руководителей государственных органов, квазигоссектора, национальный превентивный механизм. Общественный контроль осуществляется как индивидуально, так и в группах общественного контроля, - отметил Кадиров.

Итоговый документ, подготовленный по результатам общественного контроля, объекты и субъекты инспекции должны рассмотреть и представить мотивированный ответ в течение десяти дней.

Рассказал Данияр Кадиров и о нормах, касающихся петиций. До того как петиция станет публичной и доступной для присоединения к ней, уполномоченный орган установит ее соответствие определенным правилам, в противном случае имеет право отклонить ее.

- Нельзя подавать петиции по таким вопросам, как изменение формы правления, административно-территориального устройства и границ республики, правосудие, амнистия, национальная безопасность. Петиции, соответствующие условиям, МИОР в течение трех рабочих дней размещает на интернет-ресурсе для присо­единения граждан, о чем уведомляется заявитель.

Гражданин имеет право выразить отношение к петиции путем присоединения к ней или размещения комментария на интернет-ресурсе в публичном доступе, - пояснил вице-министр.

Петицию, не достигшую порогового значения по количеству подписавшихся под ней граждан, направят в соответствующий гос­орган, и она будет рассматриваться как индивидуальное обращение, отклик или предложение.

Для того чтобы петицию признали легитимной, ее должны поддержать:

- по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов районов, городов областного значения, аппаратов акимов районов в городах республиканского значения, столицы, районов в городах областного значения, аппаратов акимов в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах, - 2500 граждан при населении свыше 50 тысяч человек, для остальных - не менее 5 процентов от количества населения;

- по вопросам, относящимся к компетенции городских и районных местных представительных органов, - 5 тысяч голосов при населении свыше 50 тысяч человек, для остальных - не менее 10 процентов от количества населения;

- по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, - не менее 1 процента голосов от количества населения;

- по вопросам, относящимся к компетенции местных представительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, - не менее 2 процентов от количества населения;

- по вопросам, относящимся к компетенции правительства, - 50 тысяч голосов.

- В процессе рассмотрения петиции госорган обязан организовать публичные обсуждения проекта решения, пригласив автора петиции. Создать отдельную комиссию или рабочую группу с госорганами, депутатами парламента или маслихата и общественными объединениями. Решение по петиции принимает исключительно первый руководитель госоргана, - заявил вице-министр, представляя законопроект.

МИОР предлагает также наделить депутатов маслихата полномочиями составлять петиции от своего лица или от имени избирателей, участвовать в сборе подписей и мониторить рассмотрение петиции госорганом.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото с сайтов kazpravda.kz и respublika.kz.media, Астана

Поделиться
Класснуть