Лучше поздно, чем никогда?
Правительство ввело лимит на продажу лука за рубеж до 28 апреля. Луководы, с одной стороны, рады, но говорят, что эта мера чуть запоздалая.
В целом из страны можно вывезти не более 20 тысяч тонн. Из чего сложилась эта цифра, в Минсельхозе не уточнили. Может быть, чиновники суммировали обязательства по договорам на международные поставки, которые казахстанские луководы предоставили правительству?
Как послабление отразилось на рынке? Глава Жамбылского объединения луководов Лугмар САНДУРОВ говорит, что уже никак. По его словам, оптовая цена не упала и не выросла. Она всегда одинакова - что для внутреннего рынка, что для экспорта. Отреагировал только лук.
- Вместе с теплом лук прорастает, гниет. Что отправлять после отмены запрета? Товар весь испорчен. Сейчас ждем первые всходы, чтобы заключить договоры на предстоящий сезон. Объемы посевов по сравнению с прошлым годом сократили, - вздыхает Сандуров.
Овощеводы Жамбылского района утверждают, что только в одном селе Жалпак-тобе имеется порядка 100 тысяч тонн лука, потерявшего товарный вид. Его уже несколько раз перебирали. Все гниет. В таком виде даже по 100 тенге сейчас никто не берет. Фермеры задаются вопросом: кто вообще придумал запрет на экспорт, если до него не было никаких намеков на дефицит репчатого в стране?
Похоже, что за всеми этими телодвижениями проглядывает рука посредников-манипуляторов. Например, недавно Бюро национальной статистики отчиталось, что в марте цены упали сразу на семь социально значимых товаров, в том числе на репчатый лук аж на 2,5 процента! Естественно, речь идет о ценах в розничной торговле. А вот с момента введения запрета на экспорт оптовая цена просела на 30-40 процентов. Кому ушла разница между 2,5 и 40 процентами?
Сейчас новость об отмене запрета экспорта (это произошло в прошлую пятницу) вызвала очередной ажиотаж. Посредники убеждают торговцев в том, что теперь кто-то обязательно вывезет весь лук из страны и цены жутко вырастут.
- Только на прошлой неделе мы закупали оптом лук по 180 тенге. Это на неделю. Сегодня поставщики снова подняли цену до 230 тенге, - говорит предприниматель Абылай ЖОМАРТ.
Ситуация с луком показывает, что правила игры на рынке задают посредники, которые зарабатывают при любом раскладе. Так что есть запрет на экспорт или нет - для аграриев и конечных потребителей ничего не меняется.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Тараз