1426

От банкротства до бомжевания

Казахстанцы через процедуру банкротства смогут списать свои долги перед банками или получить рассрочку на пять лет. Единственное жилье, если оно не в залоге, у должника никто не отберет. А вот залоговое имущество продадут на торгах. Этой нормой законопроекта “О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан” возмутились ­депутаты.

От банкротства до бомжевания

Заместитель премьер-министра - министр финансов Ерулан ЖАМАУБАЕВ, представляя законопроект на пленарке мажилиса, сообщил, что с учетом международного опыта предлагают три вида процедур, которые сможет инициировать только должник, у кредитора нет такого права.

Так, внесудебное банкротство граждане смогут применить, если долг перед банками, микрофинансовыми организациями и коллекторами не превышает 1600 МРП (4,9 млн тенге на данный момент), а также если отсутствует официальный доход или он не превышает прожиточный минимум (36 018 тенге). При этом у должника не должно быть имущества.

Внесудебное банкротство можно будет оформлять на портале электронного правительства.

По долгам свыше 4,9 млн тенге и остальным видам долгов граждане смогут применить судебное банкротство, в ходе которого имущество должника, если оно в залоге, продадут на торгах. Вырученные средства направят на погашение долгов. Если при этом останется какая-то часть непогашенной суммы, то она подлежит списанию при условии отсутствия признаков недобросовестности должника (сокрытие имущества или информации о нем, предоставление ложной информации).

Третья процедура - получение в суде рассрочки на оплату долгов до пяти лет при наличии стабильного дохода. План восстановления платежеспособности разрабатывается с финансовым управляющим и утверждается в суде.

- Преимуществом данной процедуры является то, что после нее человек не обретает статус банкрота, следовательно, на него не распространяются последствия. Это ограничение на получение кредитов в течение пяти лет, возможность повторно применить банкротство только через семь лет, мониторинг финансового состояния банкрота в течение трех лет, - отметил Жамаубаев.

По его информации, на 1 октября 2022 года задолженность перед банками второго уровня, микрофинансовыми организациями и коллекторскими агентствами имеют 7,8 млн человек на сумму более 14,3 трлн тенге.

При обсуждении законопроекта депутат Ерлан САИРОВ, напомнив о норме, позволяющей банкам забирать единственное залоговое жилье, спросил министра, не лоббируются ли таким образом интересы банков в ущерб граждан.

- Если это единственное жилье, оно находится в залоге и это заранее было оговорено, когда заемщик подписывал договор с банком, то оно относится к массе для реализации. Если жилье не было в залоге, мы против его реализации. Каждый человек имеет право самостоятельно решать, оставлять свое жилье в залог или нет. Незалоговое имущество никто не имеет права забирать.

Этим возмутился депутат Азат ПЕРУАШЕВ, напомнив о трагическом случае, когда мужчина в Алматы застрелил пятерых человек, пришедших выселять его из единственного жилья.

- Позволим ли мы дальше делать наших граждан бомжами? Если по ипотеке или кредиту человек закрыл хотя бы 50 процентов, давайте не лишать его единственного жилья или предоставим ему социальное жилье. Завышенные, неадекватные проценты по кредитам. Нацбанк каждый месяц повышает базовую процентную ставку. Сколько можно задирать уже?! Вы не понимаете, до чего вы людей доводите, до чего вы предпринимателей доводите! - выпалил депутат.

Председатель мажилиса Ерлан КОШАНОВ, подводя итог обсуждения, заявил, что вопрос о лишении граждан единственного жилья нужно рассмотреть до второго чтения.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Олега СПИВАКА, Астана

Поделиться
Класснуть