2843

“Забойный” менеджмент

Как обстоят дела в казахстанском агросекторе, обсуждали в одном из самых успешных хозяйств республики. Но при детальном рассмотрении выяснилось, что в отечественном сельском хозяйстве телега чаще находится впереди лошади.

- Решили с первых минут, чтобы поднять себе настроение, посмотреть хозяйство Геннадия ЗЕНЧЕНКО, - поделился впечатлениями премьер Бакытжан САГИНТАЕВ сразу, как вошел в зал, где собрались аграрии северных областей страны. - В наш адрес много критики о том, что не выполняется госпрограмма по развитию агросектора. А вот это пример эффективного управления и того, как действуют все наши меры поддержки.
В известном на всю страну хозяйстве сеют зерно и овощи, выращивают скот, работают два молочных завода, а электричество вырабатывают с помощью ветра. Все улицы в селе заасфальтированы. Не к приезду столичной делегации, а в принципе. Но таких, как КТ “Зенченко и К”, в Северо-Казахстанской области единицы. В большинстве хозяйств доход на одного работника едва превышает 2 млн. тенге в год. Сельскохозяйственного сырья в стране, которая должна стать продовольственной корзиной для всего Центрально-Азиатского региона, не хватает даже для себя.
- Мы прошерстили по всей стране, посмотрели все наши перерабатывающие предприятия: что там, почему столько денег вложили, а отдачи нет? Так вот, на сто процентов никто не работает! - возмутился Бакытжан Сагинтаев. - Нет сырья, нет кормовой базы. Надо было построить, ленточку разрезать, отчитаться перед главой государства, а дальше что? Финмодель не была проработана, и все эти деньги оказались потрачены впустую!
За 10 лет не дождались отдачи и от 130 млрд. тенге, которые дали фермерам на покупку иностранного элитного скота. Предполагалось, что к 2016 году экспорт казахстанского мяса будет на уровне 60 тысяч тонн. А получилось в десять раз меньше!
- Где мясо?! - метал молнии премьер. - Просили 130 млрд. тенге - вам дали. Вы завезли породный скот для осеменения. Почему нет экспорта мяса?
Выяснилось, что и здесь серьезная ошибка в расчетах.
- Перепись скота в 2012 году показала, что у нас меньше голов, чем мы думали, - объяснялся председатель Мясного союза Казах­стана Максут БАКТИБАЕВ. - Мы, конечно, можем сейчас вывезти и 60 тысяч тонн, и 100 тысяч, но тогда у нас в стране будет замещение дешевым импортом из Аргентины и Уругвая либо мясо станет недоступным для населения. И сколько этих делегаций иностранных к нам приезжали - мы им ни одного килограмма мяса еще не продали! Зато сколько с ними его уже съели! - попытался было отшутиться Бактибаев, но, видимо, поняв, что не до смеха, серьезно продолжил: - Нам сейчас нужно еще 150 млрд. тенге, и мы поднимем за 5 лет поголовье скота на 20 процентов. Мы знаем, эти деньги в Минсельхозе есть.
Деньги в агросектор за последние годы и впрямь направили колоссальные. Но что-то все не в масть. Построили дорогущие ветлаборатории в районах, а теперь они простаивают без специалистов. Или вкладывали в аграрную науку, а какие разработки нужны самим аграриям, не спросили.
Что реально работает, так это прямые субсидии. Вот, например, в последние годы качество зерна, выращенного в Казахстане, резко ухудшилось. Почему? Оказывается, изменили правила финансирования элитных семян - сельчанам пришлось закупать их самим. В этом году все вернули на круги своя да еще и добавили денег на минеральные удобрения. И структура посевов этого года уже сильно отличается от прежних лет.
А тем временем на самом высоком уровне ведутся переговоры о поставке казахстанских продуктов в Иран, Эмираты, Индию, Россию и, главное, в Китай. Там готовы брать большими объемами: рынок на территории, куда без больших затрат на логистику можно поставить товар, оценивают в 500 млн. человек! Но, увы, казахстанские сельхозпредприятия без госдотаций пока не в силах даже посеять качественное зерно.

Ульяна АШИМОВА, фото пресс-службы акимата СКО, Северо-Казахстанская область

Поделиться
Класснуть