Министерство невыученных уроков
Дарига Назарбаева - Аслану Саринжипову: Предлагаете отменить государство?!
Новый учебник казахского языка, который вчера раздали всем депутатам перед правительственным часом в мажилисе с участием министра образования и науки Аслана САРИНЖИПОВА (на снимке), распался в руках у парламентария Виктора КИЯНСКОГО.
- Как только я открыл этот учебник, он начал распадаться на части из-за того, что сделан брак элементарно при сшивке! - заявил депутат Киянский, показывая отваливающиеся страницы главе Минобра. - Если такие учебники нам предлагают, которые открываешь, и они по страницам начинают распадаться... Причем в этом учебнике я не увидел выходных данных - куда я могу направить претензии? Вы несете ответственность за него, если не указана ни типография, ни когда это было напечатано! Это показатель того, что если не ставятся выходные данные, то о каком качестве можем говорить? Я вам передаю этот учебник на память.
Возмущенный мажилисмен потребовал разбирательства. Министру пришлось оправдываться. Получилось неуклюже:
- Это сигнальный вариант. Мы сами издали его, издательства его не издавали, мы сами наняли авторов. Мы предполагаем, что учебник - базовый, единый, который будет издаваться министерством - будет еще хуже, чем изданный частными издательствами. Мы так предполагаем. Потому что мы не занимаемся бизнесом по изданию учебников, мы утверждаем программы, по которым компании издают учебники. Мы верим в эту систему, но мы готовы поэкспериментировать с базовым учебником. И все претензии, замечания, которые есть, просьба отправить нам в центр “Учебник”. Мы их проанализируем и постараемся его улучшить.
Именно качество учебников было темой правчаса. Перед заседанием депутатам предложили выставку книг. А позже, выступая с трибуны, министр сообщил, что причина нехватки в школах необходимой литературы - недофинансирование закупа учебников.
- На сегодняшний день сумма недостающих средств составляет 2 миллиарда 374,5 миллиона тенге. В мае проведено селекторное совещание по вопросам обеспечения учебниками в нашей стране. По информации местных исполнительных органов, в июне маслихатами (областей, где нехватка учебников. - Т. К.) будут выделены необходимые средства, - сказал он.
Удивил министр депутатов и информацией о том, что отечественные учебники печатаются не в Казахстане, а в Китае и Турции, поскольку там дешевле.
- Это что получается? Что все учебники практически печатаются в Китае, а наши издательства просто ставят свои наименования? - поинтересовалась вице-спикер мажилиса Дарига НАЗАРБАЕВА (на снимке).
Министр ответил, что речь идет о тиражировании, а разрабатывают пособия в Казахстане.
- Но само тиражирование - это 5-10 процентов от стоимости. Основная сумма (затраченных средств. - Т. К.) - авторская работа, дизайн, методология, - пояснил он.
Но на вопрос депутатов, сколько вкладывает издательство в разработку одного учебника, Аслан Саринжипов как-то “поплыл”:
- Поскольку это частный бизнес, мы их себестоимость, ценообразование не знаем. Но в прошлом году, когда перед нами была задача на сто процентов обеспечить школы учебниками, мы поставили перед областями задачу, и 14 миллиардов тенге было выделено областями на закупку учебников для четвертых классов, которые обновляются. В то же время мы издали свой собственный безальтернативный учебник - казахский язык. Мы сами как министерство наняли авторский коллектив, чтобы апробировать этот подход базового единого учебника.
По словам министра, разработка этого учебника обошлась МОН в серьезную сумму - 70 миллионов тенге.
- То есть это работа не только авторов по разработке, но это с 1-го по 11-й класс, то есть на класс примерно около 7 миллионов тенге. Это гонорары самих авторов, затем работа специализированных компаний по дизайну, по разработке методики. И затем уже непосредственно издание, - сказал Саринжипов.
И добавил, что в случае государственной монополии учебник будет хуже:
- Мы будем анализировать вот этот безальтернативный учебник. В случае государственной монополии учебник будет еще хуже, чем сейчас. Мы так считаем. Потому что государство как менеджер хуже, чем частный сектор.
Короче говоря, корень вопроса в том, нужны ли в школах единые учебники, разработанные государством или здесь мы выступаем за “плюрализм мнений”?
С мнением о “плюрализме” не согласилась Дарига Назарбаева.
- Тогда надо отменить государство, министерство, правительство, - заметила она.
Вице-спикер мажилиса считает, что экспертиза учебников в Казахстане носит формальный характер:
- Формальная на сегодня экспертиза по всем учебникам, которые есть в сфере образования. Почему формальная? Потому что нет персональной ответственности - ни человека, который написал этот учебник, ни человека, который сделал экспертизу и дальше рекомендовал его министерству и на разные уровни, комиссии. Ни персональной ответственности сотрудников министерства и самого министра за качество учебника, под которым он подписывается и на который из бюджета выделяются деньги на его покупку.
Как подчеркнула Д. Назарбаева, “пока не будет персональной ответственности, не будет никаких сдвигов”.
- Все эти комиссии, коллегиальные органы создаются для того, чтобы размыть ответственность, размазывать ее на всех, чтобы потом было не с кого спросить. Это мое мнение и в целом депутатского корпуса. Поэтому мое предложение - не торопиться сейчас с внедрением новых учебников, - подытожила Д. Назарбаева.
Идея перехода на единый базовый учебник для школьников, предложенная мажилисменами, не нашла понимания у правительства, сообщила депутат мажилиса Гульнар ИКСАНОВА (на снимке).
- Плановая разработка единого базового учебника по каждому предмету и централизованного заказа государством его содержания, на наш взгляд, представляется крайне необходимой, - сказала она. - Но один из важнейших вопросов - переход на базовый учебник - не нашел понимания в правительстве. На наш взгляд, нерешение этого вопроса крайне негативно отразится на всем образовательном процессе. Ведь пробелы в знании учеников во многом связаны с этим обстоятельством. Разные школы пользуются книгами различных авторов по одному и тому же предмету. При подготовке к ЕНТ страдают ученики, - резюмировала Г. Иксанова.
- Чаще всего ни один учебник полностью не соответствует госстандартам образования, - констатировала депутат.
Казахстанские учителя вынуждены буквально выцарапывать рациональные идеи, которые очень сложно найти в отечественных учебниках - попадает, как в лузу, со своим мнением вице-спикер мажилиса:
- У нас их пять (альтернативных. - КазТАГ) учебников, и, наверное, все не самого лучшего качества. Вот бедные учителя пытаются из каждого учебника хоть какое-то рациональное зерно выцарапать.
По ее мнению, лучше все пять альтернативных учебников по одному предмету объединить в один качественный.
Дарига Назарбаева обратилась к коллегам с предложением заставить министерство
изыскивать средства на учебники:
- Вот они (Минобрнауки. - Т. К.) придут к нам за новым бюджетом с деньгами. Я предлагаю на учебники ни копейки не добавлять министерству! Пусть оно внутри того бюджета, который на сегодня есть, оптимизирует его, изыщет внутренние ресурсы и решит эти проблемные задачи. Тогда, может быть, что-то начнет работать и разворачиваться.
После общения с депутатами, которое длилось два с половиной часа, Саринжипов выслушал еще немало наставлений от них. К примеру, мажилисмен Мухтар ТИНИКЕЕВ (на снимке), тоже выступающий за единый профильный учебник, поставил в пример ответственную работу своих коллег и без тени смущения заявил... что сам он уже вошел в историю.
- Допустим, я горжусь, что мной внесено изменение в Конституцию о том, чтобы санкцию на арест давала не Генеральная прокуратура, а суд. Понимаете? Я вошел в историю уже! Правильно же? - заявил он, рассмешив коллег. - А чем вы вошли в историю, господин министр? Что у вас ни спросишь - вы говорите: за это несет ответственность издательство, учитель на месте, районо. Учителям нужно доверять! Для чего тогда нужно ваше министерство, если вы ни за что не отвечаете?
А после правчаса министра долго не отпускали на обед журналисты. Аслана Саринжипова попросили прокомментировать историю с ошибками в тексте поздравления со 100-летним юбилеем школьного учителя, которое он опубликовал в Facebook. Министр признался, что его аккаунт в соцсети ведет не он.
- От моего имени там иногда размещают фотографии, пишут тексты. В этой связи мы исправили ошибки, которые были в казахском тексте. И порадовались, что люди у нас грамотные, ошибки замечают. Думаю, что в будущем таких ошибок не будет. Фейсбук - это неофициальная информация, официальная у нас на сайте министерства, - ушел от ответственности глава образовательного ведомства.
Журналисты также поинтересовались, знает ли он, что покончившая с собой в Актобе школьница в предсмертной записке сообщила, что боится предстоящего ЕНТ.
- Мы в курсе этой ситуации. Более того, по каждому случаю создается отдельная комиссия, которая рассматривает все обстоятельства. Отдельно ведут следствие правоохранительные органы. Я могу сказать, что комиссия по суицидам у нас создана на уровне правительства. Туда входим мы - Министерство образования, Министерство культуры, МВД. Координатором этой комиссии выступает Министерство здравоохранения и социальной защиты, поскольку большинство суицидов связано с психическим состоянием здоровья человека, - ответил он.
По его информации, в прошлом году случаи суицида среди детей сократились на 35 процентов.
- Это системная работа, которую мы проводим на уровне правительства. В каждой школе работает психолог, который выявляет группу лиц и работает с такими учащимися. Но полностью решить проблему школа не может, потому что ребенок находится там только часть времени. И если проанализировать причины суицида, то мы видим, что причины кроются очень редко именно в школьной программе. В основном это трудные жизненные ситуации, это трудные семьи, это личные проблемы. И большой фактор - это состояние здоровья, физические отклонения. В целом нужно отметить снижение (суицидов. - Т. К.): было 290, в прошлом году 190. Но я думаю, что даже 190 - это слишком. Даже один случай - это большая трагедия. Мы все: и школа, и родители, и правоохранительные органы, и психологи - должны вместе работать, чтобы не допускать таких случаев, - подытожил министр.
Талгат КИРБЕТОВ, фото автора, Астана