Больше минусов, чем плюсов
10 декабря, в Международный день прав человека, известные правозащитники на прошедшей в Алматы пресс-конференции подвели итоги уходящего года.
Из достижений участники пресс-конференции отметили отчеты Казахстана о своей деятельности в рамках универсального периодического обзора (УПО) и в Комитете ООН против пыток, а также начало действия национального превентивного механизма против пыток. Кроме того, власти стали чуть более открытыми в плане диалога, в частности, успешно функционирует диалоговая площадка по человеческому измерению при МИДе.
Однако проблем, говорят правозащитники, намного больше. И в первую очередь к негативным изменениям относится принятие новых кодексов. К примеру, в новом Уголовном кодексе увеличилось количество статей, предусматривающих в качестве наказания смертную казнь, усилена ответственность за деятельность незарегистрированных общественных объединений, организацию несанкционированных митингов и т.д. Уголовно-процессуальный кодекс еще больше усилил роль прокуратуры, которая и без того была гипертрофированный. А Уголовно-исполнительный, хотя и ввел камерную систему содержания заключенных вместо отрядной, сохранил все “родовые черты” прежней пенитенциарной системы - и в плане воспитательной роли, и в плане принудительного труда.
Плачевной остается ситуация и в сфере прав граждан на мирные собрания: в течение года большое число активистов было оштрафовано или арестовано за абсолютно мирные акции протеста, например при попытке встретиться с кем-то из чиновников.
Не уменьшилось в Казахстане и количество заключенных, которых правозащитные организации, в том числе международные, считают политическими. Да, вышла на свободу одна из лидеров забастовки нефтяников в Жанаозене Роза ТУЛЕТАЕВА, однако за решеткой оказался карагандинский юрист Евгений ТАНКОВ.
В сфере свободы слова дела тоже обстоят неважно. По сведениям президента международного фонда защиты свободы слова “Адил cоз” Тамары КАЛЕЕВОЙ, в 2014 году против журналистов и общественных деятелей было возбуждено 15 уголовных дел по статье за клевету, которую Казахстан обещал декриминализировать еще несколько лет назад.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы