Ожидайте и терпите
Автомобильные пробки на территории и возле воздушной гавани придется терпеть до следующего года, пока не отреконструируют старый пандус на вылет и не построят два новых.
На пресс-конференции в пятницу в Региональной службе коммуникаций президент международного аэропорта Алматы Альп Эр Тунга ЭРСОЙ отчитался за прошлый год. Правда, вооружился исключительно положительной статистикой.
- В прошлом году мы сравнили свои показатели с 2019 годом, так как именно тот год считается золотым: показатели до пандемии ковида были на пике. Так вот, 2022 год стал для нас успешным: 7,2 млн пассажиров, 29 авиалиний, 64 697 рейсов. Тогда как наш аэропорт рассчитан только на 3 млн пассажиров. Многие аэропорты мира ожидают сравнить свои итоги 2019 года только с 2024-м или даже с 2025 годом, - похвастался Эрсой.
- А сколько в прошлом году было случаев задержки, отмены авиарейсов? По каким причинам? И какое наказание понесли авиаперевозчики? - задала я вопрос президенту аэропорта.
- На данный момент мы не можем сказать точную цифру, но мы можем ею поделиться позже через нашу пресс-службу, - ушел от ответа Эрсой. - Задержки бывают по разным причинам: иногда по вине аэропорта, иногда по вине авиалиний, иногда из-за погоды, - перечислил он всем известные факты. - Это все очень строго мониторится, есть определенные европейские стандарты, как обращаться с пассажирами в таких случаях.
- Вы сказали про европейские стандарты. Недавно были внесены изменения в законодательство Казахстана, защищающие права пассажиров и усиливающие ответственность авиаперевозчиков. Кто именно будет контролировать эти новые правила, не придется ли самим пассажирам в аэропорту напоминать перевозчикам об этом, требовать? - не успокоилась на этом я.
- Каждый пассажир имеет право пожаловаться в комитет гражданской авиации, и этот вопрос будет решен на их уровне, - только и ответил Эрсой.
Начавшийся 30 марта весенне-летний летный сезон продлится до октября. По предварительным подсчетам, в этом году аэропорт прогнозирует 8 млн авиапассажиров, более 70 тысяч воздушных рейсов по 67 направлениям, включая новые.
Весь этот поток ожидается на фоне нынешней инфраструктуры аэропорта. А с этим есть довольно существенные проблемы. Одна из них - столпотворение на автомобильной парковке возле аэропорта в связи с масштабной перестройкой верхнего пандуса.
- Мы планируем закончить реконструкцию пандуса уже к июлю-августу этого года. После этого мы планируем построить новый пандус, который будет использоваться для международных рейсов. В связи с этим проблемы с пробками будут до следующего года, пока мы закончим наши проекты, - поделился планами на ближайшее будущее Эрсой. - Далее мы планируем разделить поток между международными и внутренними рейсами, построим еще один дополнительный пандус. А чтобы не создавать проблемы с массой машин, мы построим парковку рядом с южным VIP-терминалом.
Тут кстати напомнить, что нового владельца аэрогавани алматинцы, мягко говоря, недолюбливают. И этому есть простое объяснение: именно турецкая компания TAV Airports в ноябре прошлого года снесла самое первое здание аэропорта, построенное еще в 1947 году и ставшее впоследствии визитной карточкой города.
Однако в турецкой компании не совсем согласны со словом “снесла”: по ее мнению, здание было демонтировано и будет отстроено заново в 500 метрах южнее прежнего места с сохранением витражей и элементов бельведера, воспроизведением фасада.
А на месте старого VIP-терминала сейчас ведется строительство нового.
- По нашему плану мы ожидаем открытия нового VIP-терминала к лету 2024 года, - сообщил начальник аэропорта, добавив: - Есть и другие проекты, которые продолжаются, и, к сожалению, это создает некий дискомфорт для наших пассажиров и гостей. Мы просим терпения. Ожидается, что эти проекты займут, наверное, еще один год. Они необходимы для расширения аэропорта.
- А что будет с тем терминалом, который строили, а потом забросили?
- Это здание не принадлежит аэропорту. Его начинали строить еще до того, как наша компания приобрела аэропорт. Строительство здания было приостановлено в связи с его неудобным расположением по отношению к взлетно-посадочной полосе. Кому принадлежит здание, мы не знаем.
- Как будут решать вопрос с частными таксистами в аэропорту? Там просто невозможно ходить из-за них!
- Это наша очередная задача. Но, к сожалению, регулирование частного извоза, нелегальных таксистов, как их называют, находится в компетенции государственных властей. Мы очень часто контактируем с полицией, когда возникают проблемные ситуации. Я лично встречался с представителями извоза, предлагал оформить все официально, чтобы была единая компания, которая будет заниматься этими услугами, чтобы машины были единого стандарта, чтобы была униформа. К сожалению, мы не достигли консенсуса.
- Охранники аэропорта не раз возмущались, что у них низкая зарплата. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Мы увеличили зарплату охранникам уже в третий раз начиная с 2022 года. Мы все еще работаем над тем, чтобы соблюдать баланс по зарплатам персонала.
Кстати
Транспортная прокуратура сообщила в пятницу, что коммерческие помещения Алматинского аэропорта возвращены в госсобственность.
“В 2003 году АО “Имсталькон” по заказу акимата Алматы построило новый пассажирский терминал. По завершении строительства часть торговых площадей обновленного терминала перешла подрядчику в счет погашения оставшейся суммы по договору в размере 333 млн тенге. По результатам внутреннего госаудита выяснилось, что какой-либо задолженности перед застройщиком фактически не было”, - говорится в сообщении.
Чтобы вернуть акимату право собственности на эти объекты, авиационная прокуратура обратилась в Турксибский районный суд с иском к ответчику А. БАХТИЯРКЫЗЫ о признании недействительными всех сделок, связанных с отчуждением коммерческих помещений пассажирского терминала общей площадью 1118,5 кв. м. Решением суда от 29 декабря 2022 года иск прокуратуры удовлетворен в полном объеме. Судебный акт вступил в силу 13 марта этого года.
Пользуясь случаем, журналисты поинтересовались, будет ли аэропорт выкупать эти помещения у государства.
- Конечно, мы хотели бы приобрести эти помещения, так как они находятся на территории терминала международного аэропорта Алматы. Но мы будем ждать решения акимата, потому что это все регулируется законом. Обычно такие помещения принадлежат аэропорту, и аэропорт либо управляет ими, либо передает третьим лицам, - ответил Эрсой.
- Будут ли теперь в этих коммерческих помещениях регулировать цены, чтобы, говоря условно, чашку чая не продавали за 1000 тенге?
- Если в итоге помещения окажутся в нашей собственности, то мы постараемся регулировать ценовую политику. Если помещения будут принадлежать другим частным лицам, то мы не сможем на это повлиять.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы