2487

Диагностика на прочность

В Алматы прошло заседание общественного совета на тему теплоэнергетики. И если раньше на подобных встречах активисты обычно ругали чиновников, то в этот раз экс­перты были заинтересованы в реальном решении проблем и давали дельные советы и рекомендации. Все для того, чтобы не повторилась экибастузская история.

Диагностика на прочность
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Километры изношенных труб

На 1 января 2022 года протяженность тепловых сетей составила 1352 километра. Из них 811,5 км отработали свой нормативный срок, то есть им свыше 25 лет. Это 60 процентов от всей протяженности сетей.

- Такой объем изношенных сетей накопился в период с 1991 по 2006 год, - пояснил главный инженер ТОО “Алматинские теп­ловые сети” Данияр КАЗЫМБЕТОВ. - Кроме того, ежегодно к общей протяженности тепловых сетей добавляются вновь построенные. В прошлом году в уставный капитал предприятия передали 39,72 км тепловых сетей от управления государственных активов Алматы. То есть протяженность тепловых сетей при сравнении с 2020 годом увеличилась на 68,2 км.

- Ежегодно акимат отчитывается, сколько денег он потратил на реконструкцию теплосетей. Получается, для этого выделяют средства из бюджета. В то же время затраты на реконструкцию сидят в тарифе. Неужели на одни и те же трубы деньги уходят дважды? - задала я вопрос.

- Есть два источника финансирования. Первый - из местного бюджета, второй - инвестиционная программа, которая заложена в тариф для населения. Информацию по реконструкции сетей всего города мы предоставляем в акимат, и с ней они выступают на отчетах. Это не одни и те же трубы, а разные, - сказал Данияр Казымбетов.

Кстати, инвестиционная программа осуществляется за счет прибыли амортизационных отчис­лений, учтенных в тарифе. Фактическая амортизация за 2021 год составила 5,1 млрд тенге при утвержденном размере инвестпрограммы в 1,6 млрд. То есть этих денег было недостаточно.

- Инвестиционная программа, которая утверждена не в полном объеме, ведет к увеличению износа тепловых сетей. Таким образом, предприятию удается только сдерживать показатели износа на прежнем уровне, - добавил Казымбетов. - К тому же одной только инвестпрограммы не хватит на реконструкцию 811,5 км тех сетей, которые отработали свой срок. Если в среднем мы будем реконструировать по 67 ветхих километров в год, то за восемь лет приведем этот показатель к нулю. Но изношенность нарастает, имеется цикличность.

Председатель комиссии общественного совета Алматы экономист и политолог Марат ШИБУТОВ напомнил, как в 2018 году прокуратура сорвала пятилетнюю программу “Тариф в обмен на инвестиции” и стала главным виновником нынешнего энергетического коллапса.

- Мы видим, что принудительное сдерживание тарифов приводит к тому, что износ сетей все больше увеличивается. Мы должны понимать, что вопрос тарифов - это еще и вопрос стоимости самого жилья, которым владеют алматинцы. Допустим, жители не будут вкладываться в тарифы, а станут платить на несколько тысяч тенге в месяц меньше. Но когда произойдет авария и квартиры разморозятся, как в Экибастузе или Риддере, владельцы понесут убытки в миллионы тенге! То есть произойдет снижение стоимости квартиры за счет необходимости капитального ремонта. Экономия сейчас означает гигантские потери потом, - подметил Шибутов.

Тариф и его составляющие

Так сколько же мы должны платить, чтобы заменить эти 811 километров старых сетей на новые? Тариф на теплоснабжение был утвержден на период 2022-2026 годов. Однако в этом году тепло­источник увеличил тарифы на производство самой тепловой энергии. Поэтому со следующего года для населения и юридических лиц цены повысятся на 10 процентов, для бюджетных организаций - на 5,93 процента.

- При этом тариф для населения будет даже ниже тех, которые действовали в 2018 году, когда в соответствии с поручением главы государства они были искусственно снижены на 18 процентов. За эти годы были и такие периоды, когда для населения цены сдерживали и вся нагрузка ложилась на бюджетные организации, - пояснил Казымбетов.

Энергетикам - много, тепловикам - мало

Член общественного совета Алматы известный энергетик и экономист Асет НАУРЫЗБАЕВ, изучив отчет предприятия, очень удивился: оказывается, передача киловатт-часа энергии по электрическим сетям в Алматы стоит 6,52 тенге, а по тепловым - всего 1,42 тенге. То есть в 4,5 раза дешевле!

- И это притом что у электричес­ких сетей нет насоса, давления, они не подвержены коррозии, их не подвергают ежегодному испытанию повышенной нагрузкой. Это вопрос к департаменту энергетики, который формирует такую тарифную политику, что дешевле передать тепловую энергию по трубам с насосами, чем электрическую, где просто стоят вечные трансформаторы.

Марат Шибутов подметил, что все принадлежащее энергетическому холдингу “Самрук-Энерго” - дорогое, а вот городское муниципальное - дешевое. А ведь если в доме холодно, то недостаток теп­ловой энергии сразу переходит в электрическую. То есть если батареи холодные, то люди включают обогреватели и кондиционеры на теплый режим. Получается, кому-то выгодно, чтобы люди тратили больше денег на электроэнергию…

Анализ проблем

На заседании общественного совета отметили: раз трубы каждый год все больше забиваются и все меньше держат давление, то необходима отдельная программа по анализу реального состоя­ния участков сетей. То есть лучше диагностировать аварийные участки заранее. К тому же это снизит и теплопотери, которые у нас остаются высокими - около 20 процентов. Между тем в Европе этот показатель менее 10 процентов.

Но чтобы появилась такая программа, нужны точные данные. Марат Шибутов рекомендовал провести теплосъемку.

- Мы когда-то заказывали. Были даже такие моменты, когда снимали с вертолета. Но все будет красное, потому что машин много, сетей не видно, - отмахнулся от идеи главный инженер.

- Я скажу вам как географ: теп­ловая инфракрасная съемка делается зимой в 3-4 часа ночи, когда никого нет. Потом отделяются помехи, и очень четко видно, где прогреваются участки почвы, потому что там пробило трубу. Все хорошо видно. Это технологии 1990-х годов, - вспомнил Шибутов. - Можно сделать и радио­съемку, и космосъемку там, где реальные нагрузки на сети.

Асет Наурызбаев поддержал это предложение, напомнив, что потери - это деньги, которые пока уходят… в землю.

- Девять процентов от вашей выручки приходится на потери. В вашем случае это миллиарды тенге. Если вы покажете эту миллиардную экономию, то в течение пяти лет выйдет 45 процентов, то есть почти половина от выручки. Это вам инвестиционный потенциал на ремонт сетей. Подготовьте расчеты по увеличению инвестиционной программы за счет того, что вы снизите потери до европейского уровня. Как только это окажется на столе у акима, с вами все согласятся, - убежден Наурызбаев.

Если жильцам холодно, они виноваты сами

Член общественного совета Алматы Гульнара БАЙБАГУЛОВА сообщила, что к ней поступают жалобы о снижении в этом году температуры теплоснабжения в домах. Например, в микрорайоне “Коктем-3”. С чем это связано? На это повлияли близлежащие застройки и напора не хватает? Или теплосети действительно экономят на отоплении?

- Тепловые сети купили энергию у производителя и передали ее потребителю, тут невозможно сэкономить. На все жалобы мы отправляем свой персонал, и я сам смотрю параметры общедомового прибора учета: с какой температурой теплоноситель приходит и с какой возвращается из системы отопления. Мы подаем температуру согласно графику. Но если потребитель жилого дома не может принять тепло, то это не наша проблема, а КСК и жильцов. Наша ответственность - до границы баланса разграничения, - определил виновных Казымбетов. - Кто заставлял их выносить батареи на балкон, делать теплые полы и тем самым ломать уже существующую систему отопления?!

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть