Мусорка вместо парка
Жители актюбинского пригорода в лучших традициях антиваксеров отказались от дорогостоящего проекта по ликвидации аульной свалки, предложенного спонсорами.
Чуть западнее Актобе, в считаных километрах от него, особняком стоят жилые массивы Сазды и Бауырластар. Дома здесь словно с картинки: с мансардой, высокие да с огромными дворами. Между хоромами - ровные дороги, к каждому жилищу подведены газ, водопровод и электричество.
Увы, как таковых достопримечательностей в Сазды и Бауырластар нет. Аулы сравнительно новые. Разве что примыкающая вплотную к населенным пунктам огромная мусорная свалка.
- Ее история тесно связана с многолетней добычей строительного песка, - говорят в департаменте экологии Актюбинской области. - В итоге образовался карьер в 15 гектаров, который всевозможным мусором заполнили как сами местные жители, так и из других микрорайонов. Сваливают в яму отходы и организации.
Чего только нет в этом диком карьере, говорят специалисты. Под открытым небом гниют спиленные деревья, шкуры животных, бытовой мусор, медицинские и прочие отходы. В жаркие дни вонь от свалки распространяется на всю округу, а водители, проезжая мимо нее, спешат закрыть окна автомобилей. Вода из мусорного карьера после дожей и снеготаяния свободно проникает в почву. А чем отравляет ее, и вовсе говорить не приходится.
Видна свалка и из космоса. Ее фотоснимок, заботливо сделанный экологами, летом этого года получил акимат района Астана, на чьей территории расположен полигон.
“Необходимо принять соответствующие меры по ликвидации этой стихийной свалки”, резюмировал свое официальное письмо на двух листах и. о. главы областного департамента экологии Актюбинской области Талап УСНАДИН в адрес руководства районного акимата.
Чиновники долго раскачиваться не стали - их все это время одолевали местные активисты. В итоге власти заручились поддержкой компании ERG Recycling, которая в рамках программы по социальной ответственности бизнеса на собственные средства согласилась ликвидировать стихийную свалку. На эти цели меценат решил выделить 800 млн тенге. Параллельно компания заказала проект по рекультивации карьера и экспертизу качества используемых материалов.
Сам проект, если изложить коротко, предусматривает вывоз мусора, снятие испорченного грунта, а также засыпку образовавшихся пустот слоями гумуса, щебенки и бутового камня.
Впрочем, чтобы подробнее рассказать о рекультивации, власти, как и полагается, организовали общественные слушания. На них на всеобщее обозрение также были выставлены образцы щебенки различной фракции.
- Это наша социальная инициатива, мы всегда открыты и никогда не отказываемся от проектов, связанных с благоустройством города, улучшением его инфраструктуры. Что касается рекультивации, то она в случае одобрения вами завершится в 2025 году. После этого на участке можно будет разбить парк, построить спортивные и культурные сооружения, но окончательное решение будете вы принимать сами совместно с акиматом, - заявил директор ERG Recycling Михаил ЭТЛИН.
Но стоило меценату обмолвиться, что во время работ будет использована щебенка и бутовый камень из переработанных шлаков Актюбинского завода ферросплавов, как в зале началось что-то невообразимое.
Перекрикивая друг друга, местные жители наотрез отказались от предложенной помощи.
- Что за дармовая щебенка?! Если такие щедрые, почему все дороги бесплатно не отремонтируете в Актобе?! - кричали из первых рядов.
- Щебенка АЗФ содержит шестивалентный хром, вы хотите засыпать карьер опасными отходами, лучше не трогайте нашу мусорку! - вторили им другие.
Но больше всех отличились двое местных жителей. Один из них набрал в ладонь горсть выставочной щебенки и, подбежав к меценату, предложил залить ее водой и… выпить жидкость. Михаил Этлин спокойно согласился на эксперимент. Увидев, что меценат не скорчился от боли и не упал на месте, второй селянин начал кричать, что он только один раз проделал такое, а вот народ пьет эту отраву уже 15 лет. Правда, для людей, потребляющих опасную жидкость, селяне выглядели весьма цветущими.
Присутствовавшие на общественных слушаниях эксперты тем временем пытались зачитать характеристики щебенки и донести, что она экологически безопасна. Увы, никакие разговоры о том, что бутовый камень выбран для рекультивации, так как он широко используется в строительстве домов и дорог, а также в берегоукрепительных работах, не убедили жителей. Как и разговоры о том, что материал прошел сертификацию и был исследован с привлечением крупных научных казахстанских и зарубежных институтов.
Для наглядности им пытались зачитать отчеты АО “КаздорНИИ”, Национального центра качества дорожных активов, КНИТу им. Сатпаева и компании “Сертис”. Эти организации подтвердили отсутствие токсичности, радиации и возможность безопасного использования при устройстве основания подстилающих слоев. Но собравшиеся вновь стали кричать, что это им неинтересно.
Не стали они слушать и ученую Гулию СУЛЕЙМАНОВУ.
- Использование бутового камня в Европе - это обычная практика. А европейцы, сами знаете, отличаются очень строгими экологическими стандартами, - только и успела произнести доктор наук, как ее слова потонули в криках, что людям не нужна никакая Европа, они в Сазды живут!
Итогом общественных слушаний стал отказ от проекта. Аким района Айбек КУПЕНОВ не смог скрыть своего разочарования по этому поводу. Он поблагодарил мецената и заявил, что в таком случае акимат и жители сами будут очищать карьер. На этих словах присутствовавшие как-то притихли и предпочли побыстрее покинуть зал. В холле некоторые перешептывались, что, возможно, нужно было проголосовать не за отказ, а за доработку проекта.
Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ, Актобе

