2713

Это моя поляна!

Приезжие вытесняют местных. Такое происходит не только среди рабочих на стройке, но и среди деревьев в природных сообществах. В Казахстане впервые разрабатывают Чёрную книгу, в которую войдут растения-агрессоры, вытесняющие аборигенные виды

Это моя поляна!
Домашние яблони, попадая в дикую среду, могут вытес­нить яблоню Сиверса.

Подобные каталоги растений уже есть в Германии, Польше, России, Беларуси. В нашей стране этим в ближайшие три года будет заниматься Институт ботаники и фитоинтродукции. Правда, пока исследование охватит только один регион. Почему? Ответ простой: деньги.

- Чтобы получить средства, нужно выиграть в конкурсе научно-технических программ. А чтобы выиграть, нужно пройти ряд процедур, начиная с экспертизы и завершая решением национальных научных советов и высшей научно-технической комиссии при правительстве. Для решения таких задач, конечно, нужно финансирование в рамках госзаказа, - поделилась с нами гендиректор института Гульнара СИТПАЕВА.

Клен хоть и красивый на вид, но очень агрессивный.

Вот почему выпуск Черной книги запланирован в рамках научно-технической программы “Кадастровая оценка современного экологического состояния флоры и растительных ресурсов Алматинской области”.

Кстати, эта область - одна из самых больших и населенных в Казахстане, поэтому здесь активно распространяются так называемые инвазионные виды.

- Инвазия в переводе с латыни означает “нашествие, нападение”. К инвазионным относят чужеродные виды растений, которые попали на территорию при помощи человека или под его косвенным влиянием. Эти виды интенсивно вытесняют аборигенные виды не только растений, но и животных, непоправимо упрощают природную среду, - пояснила старший научный сотрудник лаборатории дендрологии Велта МАСАЛОВА и тут же предложила: - Пойдемте, я вам их покажу!

Велта Аркадьевна водит нас по ботаническому саду: здесь собраны, как оказалось, не только милые цветочки, но и те самые растения-оккупанты!

Останавливаемся возле дерева. Мощный ствол, широкая крона дает густую тень. Это клен ясенелистный. Все в нем прекрасно, кроме, пожалуй, одного: желания быть везде главным и единственным. Этакий альфа-самец среди деревьев.

- В ботаническом саду всего несколько экземпляров клена этого вида. Зато в дикой природе он натурализовался, располз­ся по всему Казахстану. Клену очень понравился наш климат, хотя он родом из Северной Америки. Особенность этого вида в том, что он хорошо приспосабливается и быстро растет, а еще вытесняет другие деревья. Нас удивило, что во время исследования в урочище Медеу мы находили экземпляры, которым под 100 лет. Скорее всего, это наследие коммунистических субботников, - предположила Велта Аркадьевна.

А вот перед нами уже другой вид - клен полевой родом из Европы. У него маленькие резные листочки.

- У меня такой клен растет на участке, - похвастался наш фотокорреспондент.

- Лучше уберите его, если есть на участке другие деревья, - дала совет ботаник. - Семена-крылатки этого клена хорошо разносятся ветром на большие расстояния. Так как клен полевой чувствует себя здесь комфортно, то он начинает ползти, заполняет собой пространство, вытесняя местные эндемичные виды.

Агрессором считается и клен остролистный, или платанолистный, похожий на дуб, и завезенная береза.

- Береза повислая со временем может вытеснить из нашего ареала березу тянь-шаньскую, а ведь это аборигенный вид, - удивила нас Велта Масалова. - Она встречается в наших горах, у нее красивый розоватый ствол.

Клен и береза человеку хотя бы не опасны. А вот борщевик Сос­новского, похожий своим зонтиком на огромный укроп, может вызвать сильные ожоги. Во времена Советского Союза его выращивали на силос как культурное растение, а сейчас в России и Беларуси организованы специальные службы, которые можно вызвать для уничтожения борщевика на своих участках.

Циклахена дурнишниколистная угрожает не только растениям, но и животным: если этот сорняк случайно попадет в корма для скота, то может стать причиной отравления и смерти. Специалис­ты предполагают, что это ядовитое растение попало в Казахстан из США вместе с семенами яровой пшеницы и за короткое время вытеснило сорняки, служащие кормом для птиц и насекомых. Правда, в Черную книгу Алматинской области сорняк-агрессор не попадет, так как захватил пока Восточный Казахстан. Биологи и агрономы Прииртышья уже больше 10 лет бьют тревогу, но пока извести вредителя не удается.

В Казахстане с борщевиком пока не борются.

- Акиматы по программе озеленения раздают жильцам многоэтажек саженцы для посадки во дворе. Среди них и клены, и березы. Получается, местные власти сами способствуют распространению деревьев-агрессоров?

- В городе неопасно сажать эти виды деревьев, если следить за тем, чтобы они не расползались. При должном уходе за зелеными насаждениями проблем не будет. А вот на окраинах лучше не использовать агрессивные виды, - посоветовала ботаник.

В Черной книге будет не просто перечень чужеродных Казахстану видов, там кратко опишут морфологию, особенности распространения, причиняемый ущерб и разместят рекомендации по ограничению численности и уничтожению растений-агрессоров. Исследования и экспедиции в самом разгаре.

- Мы изучаем чужеродные рас­тения, которые внедрились в нашу природу, и оцениваем угрозу для аборигенных видов. Выезжаем в дикие места, заповедные зоны. Если видим естественные насаждения, то обследуем их. Фиксируем чужеродные растения: их состояние, высоту, диаметр, приблизительный возраст, плодоносит или не плодоносит. Определяем, ведет ли себя рас­тение агрессивно. Если есть самосев или корневая поросль, то да. Если это просто единичное дерево, то оно никакого вреда не принесет.

- Допустим, вы составите перечень растений-агрессоров. А как с ними бороться? Вырубать?

- Сейчас, чтобы срубить хоть одно дерево, нужно специальное разрешение. Да и вырубка порой не имеет смысла, потому что многие растения начинают отрастать от корня! - пояснила ботаник. - Нужно решать этот вопрос на законодательном уровне. Должны быть комплексные меры для ограничения численности растений. Для некоторых видов необходимо ввести строгий запрет на выращивание.

- Если не принимать никаких мер, что ждет местные растения? Могут ли они совсем исчезнуть?

- Да. За какой период это может произойти, сказать сложно. Но уже сейчас яблоня Сиверса, яблоня Недзвецкого, абрикос обык­новенный, курчавка Мушкетова, каркас кавказский внесены в Крас­ную книгу. Их восстановлению как раз препятствуют инвазионные виды - глушат их! Где-то им не хватает площади для прорас­тания и питания, поскольку они размножаются семенами, где-то не хватает света, ведь деревья-агрессоры дают сильную тень. Аборигенные растения начинают чахнуть и умирают. Если мы не примем никаких мер, то эти крас­нокнижные виды просто исчезнут в наших предгорьях.

Напоследок спрашиваю у ботаника:

- А какое ваше любимое дерево?

- Клен, - не задумываясь, отвечает Велта Масалова.

- Так он же агрессор!

- Но ведь он такой красивый, с ажурными листьями! - с восхищением говорит она о клене, словно о мужчине, чьи достоинства зат­мевают любые недостатки.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть