Фабрика несбыточных грёз
Cемь лет назад в Атырау в рамках программы ФИИР торжественно запустили фабрику по переработке овечьей и верблюжьей шерсти. Тогда бывший аким региона Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ неустанно твердил, какой это замечательный проект.
Предполагалось, что на предприятии, построенном за 2 миллиарда 432 миллиона тенге, 90 специалистов будут производить около четырех тысяч погонных метров теплых одеял да еще с национальным орнаментом. Мощность фабрики - обработка 100 тонн верблюжьей шерсти и 350 тонн овечьей в год. “Продукция будет реализовываться не только в Казахстане, но и отправляться на экспорт”, - уверял Измухамбетов.
Какое-то время так оно и было: фабрика ткала одеяла, которые атыраучане дарили друг другу на праздники, а в нескольких торговых центрах имелись даже отделы продаж. Но вскоре поменялось руководство области, а затем и лидеры социально-предпринимательской корпорации, и фабрика начала работать ни шатко ни валко. Кое-какие заказы, конечно, есть. Одеяла предприниматели, выигравшие тендеры по их поставке в разные регионы страны, приобретают и доставляют в социальные учреждения.
Но это не главное. Когда открывали фабрику, у тогдашнего руководства области была уверенность, что сырья в Атырауском регионе хоть отбавляй. На деле же оказалось, что местные верблюдоводы ленятся за копейки стричь своих животных. А в отдаленных районах региона фермеры и хотели бы сдать овечью шерсть, но ее не берут.
- Когда фабрика открылась, мы начали проводить исследование. И тут оказалось, что шерсть овец эдильбаевской породы, которую разводят в Атырауской области, предназначена для войлока, валенок, но никак не для одеял, - разводит руками директор фабрики ТОО “Caspiy Lana Atyrau” Назгуль ЕСМАКАНОВА. - Поэтому мы вынуждены покупать овечью шерсть в южных регионах. А что касается верблюжьей шерсти… Да, у нас много крестьянских хозяйств, которые держат двугорбых. Но большинство не хотят сдавать шерсть. Почему? Во-первых, 500 тенге за кило они считают мало. Один верблюд дает четыре килограмма - это 2000 тенге, а чтобы получить эти деньги, сколько труда надо вложить?!
- Вот поэтому эти животные просто пасутся, с них слетает шерсть и разносится по степи. Нередко на фабрику звонят и предлагают: у меня есть 100 килограммов верблюжьей шерсти, возьми за наличку. Но фабрика - это большое предприятие. Объясняю таким фермерам, что за наличные купить не могу, надо договор заключить. Но на это люди не идут, тогда ведь придется с этих денег платить налоги! Вот и ищем верблюжью шерсть по всей стране, - вздыхает Есмаканова.
Тем временем, отмечает она, после того как в СПК сменилось руководство, с заказами стало совсем плохо. Тендеры выиграть тоже практически невозможно, так как фабрика ставит реальную стоимость одеял.
- Люди смотрят на цену. А дешевое - некачественное, - уверяет Есмаканова. - Мы же минимальную стоимость давать не можем, у нас качество другое. А там одни перекупщики (имеются в виду участники тендеров. - Н. Ш.) У нас сегодня проблема сбыта. Вот если бы была у нас в закупщиках армия, железная дорога, больницы, школы, интернаты, которым нужны одеяла... - мечтательно произносит директор.
Уже не раз Назгуль приглашала на фабрику депутатов мажилиса, но толку так и не добилась.
- Фабрика простаивает, - грустно констатирует учредитель Алимжан БАЛЖИГИТОВ. - Я обратился с этой проблемой к партии “Ак жол”. Ведь государство вроде как говорит о том, чтобы поддерживать отечественного производителя, но на местах помощи нет.
Депутат мажилиса от упомянутой партии Серик ЕРУБАЕВ, прибывший с рабочим визитом в Атырау, пришел посмотреть, как обстоят дела на фабрике. Он, кстати, уже третий мажилисмен, который заглядывает на предприятие ознакомиться с проблемой. Но они только щупают одеяльца, смотрят, как перерабатывается шерсть, выслушивают директора - и на этом все заканчивается.
- Раньше были заготконторы, была селекция, шерстяное или мясное направления. Так пусть и сегодня что-то подобное создадут, - предложила в разговоре с депутатом Есмаканова.
Она подняла вопрос и о том, чтобы сельхозуправление как-то смогло заинтересовать фермеров сдавать шерсть, субсидировать их.
- У этой компании, впрочем, как и у ряда других в регионе, есть недопонимание со стороны социально-предпринимательской корпорации и наоборот. На одном из пленарных заседаний я подал запрос первому зампремьера Роману СКЛЯРУ по критичной работе СПК. Проблему с этой фабрикой надо решить на уровне облакимата, надо помочь с реализацией этой качественной продукции, - подчеркнул Ерубаев и пообещал в кратчайшие сроки поставить вопрос со сбытом, что называется, ребром.
Сейчас на фабрике трудятся восемь человек. Если в ближайшее время будет сбыт, то обещали набрать больше людей. А пока разработали новый узор. Говорят, есть заказ из Германии.
Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырау