Чем дальше в лес, тем больше срок
В Восточном Казахстане с подачи начальников лесных учреждений незаконно спилили столько пихт, что ущерб перевалил за 50 миллионов тенге.
В 2020 году незаконную вырубку леса в регионе выявили с помощью космического мониторинга. Сигнал поступил с территории Глубоковского района. А когда стали разбираться в этом деле, то география действий черных лесорубов оказалась куда шире.
Ключевой фигурой, по версии следствия, стал директор КГУ “Усть-Каменогорское лесное хозяйство” Иван РУЛЁВ. Он работает на этой должности последние десять лет. КГУ состоит из пяти лесничеств, общая площадь леса, которая за ними числится, - более 246 гектаров.

Так вот, по материалам дела к Рулёву обратились два предпринимателя - Саян ШАРАПИЕВ и Роберт АРУТЮНЯН. Они попросили директора выделить им участки для вырубки пихты. То ли по доброте душевной, то ли по каким-то иным причинам, которые остались неизвестны следствию, Рулёв согласился. Как и руководители других лесничеств - Владимир СЕРОХВОСТОВ, Арсен ВОРОБЬЕВ, Максим КЛИМОВ и Александр УШАКОВ. На их территориях бизнесмены и собрались заготавливать древесину. С подачи сговорчивых работников госучреждений бригады лесорубов колесили по самым живописным уголкам Восточного Казахстана. В частности, делянки им предоставили в Тарханском, Горно-Ульбинском, Бобровском и Серебрянском лесничествах.
Лесорубы орудовали как по разрешительным документам, так и без таковых. Только вот лицензии им выдавали на так называемую уборку ликвидной захламленности, то есть сухостоя и валежника. А на деле велась вырубка деловой древесины. Больше всего досталось лесу в районе Горной Ульбинки. Общая же сумма ущерба по всем четырем лесничествам составила 51 047 577 тенге, а объем незаконно заготовленной древесины - 2611 кубометров.
Во время досудебного расследования всплыли и другие факты, которые отнюдь не красят некоторых фигурантов. Так, весной 2020 года в Тарханское лесничество, видимо, на сезон набрали рабочих: лесорубов, вальщиков леса, обрубщиков сучьев. В ноябре трудовые договоры с этими людьми расторгли и, как полагается, выплатили им компенсацию за неиспользованный трудовой отпуск. Работяги, которые вкалывали весь сезон, безусловно, были этому рады и быстро нашли деньгам применение.
Однако в декабре начальник заявил: деньги надо вернуть! Якобы их начислили по ошибке. Выкручиваться в складчину пришлось трем бригадирам. Двое из них выложили деньги из своего кармана, а третий все же удержал свою “долю” с работяг. В итоге эти деньги - более 500 тысяч тенге - осели в карманах Рулёва и Серохвостова.
К тому же у последнего, а также у руководителя Горно-Ульбинского лесничества Арсена Воробьева правоохранители обнаружили незаконно хранящееся оружие. До кучи у Воробьева изъяли еще и марихуану. Арсен Юрьевич заявил, что нашел ее на улице во время поездки в Усть-Каменогорск, но зачем-то хранил дома, в селе Феклистовка.
Ивану Рулёву суд №2 Усть-Каменогорска вменил злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия, мошенничество и назначил три года лишения свободы.
Аналогичный срок схлопотал Владимир Серохвостов - за пособничество в злоупотреблении должностными полномочиями, мошенничество и незаконное хранение боеприпасов.
Арсену Воробьеву за пособничество, незаконное хранение нарезного огнестрельного оружия, боеприпасов, а также наркотиков назначили два с половиной года лишения свободы.
Руководитель Серебрянского лесничества Ушаков, если приговор вступит в силу, проведет в учреждении УИС полтора года, а вот его коллеге из Бобровки Максиму Климову повезло больше - ему назначили год ограничения свободы, но освободили от наказания в связи с амнистией.
Бизнесмены за незаконную вырубку деревьев должны заплатить довольно смешной штраф в размере 50 МРП. Кроме того, в течение трех лет они не могут заниматься предпринимательством в сфере лесозаготовки.
Елена СУПРУНОВА, фото Евгения ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск

Елена СУПРУНОВА