С места - в карьер
Жители села Бестамак Актюбинской области просят все уполномоченные органы помочь им отвоевать у строительной компании пастбищные угодья.
Огромный участок земли неподалеку от аула Бестамак, что в Алгинском районе, пару лет назад присмотрела строительная фирма “Алихан Ойл-3”. Там компания решила добывать песок. Правда, для этого необходимо было провести поисково-оценочные работы, а еще прежде, как того требует закон, встречи и общественные слушания с сельчанами. Игнорировать их мнение было нельзя, поскольку приглянувшиеся частникам земли долгие годы бестамакцы используют в качестве пастбищ. Люди пасут в той местности скот, через поля ведут буренок и овец на водопой к Илеку.
В январе прошлого года на общественные слушания пришли 7 человек. Это были представители управления природных ресурсов и природопользования, строительных компаний, а также четыре жителя Бестамака. Встреча закончилась тем, что собравшиеся одобрили все документы, в которых говорится о добыче песка и предварительной оценке воздействия на окружающую среду от поисково-оценочных работ.
Куда более сложной и жаркой выдалась вторая встреча, состоявшаяся в апреле того же года. На ней помимо представителей госорганов и фирмы “Алихан Ойл-3” присутствовали 40 бестамакцев. Итог собрания не обрадовал чиновников и частника - люди единогласно высказались против появления вблизи аула карьера и выделения бизнесмену участка для добычи песка.
В мае состоялись очередные общественные слушания с участием шести человек. Они проголосовали за то, чтобы все документы были направлены на экспертизу. В итоге в июне прошлого года “Алихан Ойл-3” получил лицензию на добычу песка карьерным способом.
Узнав об этом, 55 жителей Бестамака обратились в суд. Люди выразили свое недоумение: каким образом компании разрешили разрабатывать карьер неподалеку от аула, если сельчане выступили против этого?
- И так мало пастбищных мест, многие земли вокруг аула используются местным мясокомбинатом, - заявил в суде житель Бестамака Акмадин ЖУБАТОВ. - Скот пасем за 4-5 километров от аула. Если построят карьер, где нам пасти наших коров и овец? Он перекроет путь к водопою, и вообще, где гарантия, что скотина не угодит в карьер?!
Остальные истцы поддержали Жубатова.
Городской суд №3 тем временем при рассмотрении дела обнаружил любопытные моменты. Выяснилось, что часть участников январских и майских общественных слушаний не являются жителями Бестамака, хоть их в протоколе и указали таковыми. А другую часть на встречу позвали со словами “никаких мнений не надо, просто посиди”. Что касается госслужащих и частников, также участвовавших в этих встречах, то их нельзя отнести к заинтересованным лицам, то есть бестамакцам.
Более того, отметил суд, документы на экспертизу были поданы, несмотря на то, что 40 жителей в апреле высказались против передачи земель для разведки запасов песка. В итоге суд признал январские и майские общественные слушания и протоколы по их итогам, а также лицензию “Алихан Ойл-3” незаконными.
Однако радость сельчан была недолгой. На днях ответчики обжаловали решение суда первой инстанции. В своем постановлении облсуд отметил, что земли, на которых “Алихан Ойл-3” намерен вести поисково-оценочные работы, находятся на расстоянии 4-5 км от Бестамака. Тогда как по закону нельзя разводить деятельность - ту же разведку или добычу песка - на территории земель населенных пунктов и прилегающих к ним территориях на расстоянии одной тысячи метров.
Да и управление природных ресурсов и природопользования предоставило бумагу, что спорные территории не пригодны для выпаса скота. Помимо этого выяснилось, что в заявлении, поданном в суд первой инстанции, не было подписи истцов. Лишь Жубатов имел электронно-цифровую подпись, а остальные не додумались выдать ему доверенность на представление их интересов в суде.
Таким образом, и лицензия, выданная частнику для добычи общераспространенных полезных ископаемых, и итоги общественных слушаний, состоявшихся в январе и мае прошлого года, постановлено считать законными.
- Мы против передачи земли частнику! В документах стоят подписи людей, которые не живут в Бестамаке или не имеют в подворье скота! Мы будем жаловаться в Верховный суд! - заявляют бестамакцы.
Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Айзата АТШЫБАЕВА, Актобе

