По ту сторону
Жители села Каратомар Аккайынского района, хоть и живут вблизи республиканской автомагистрали Астана - Петропавловск всего в 40 минутах езды от областного центра, лишены элементарных благ цивилизации.
Съезжая с новенького автобана в сторону деревни, машина вязнет в непролазной грязи. После дождя проехать здесь сможет только трактор или внедорожник. Причина - отсутствие даже грунтовой дороги.
- На республиканскую трассу выделяют миллиарды, а внутрь никто не смотрит. Живем возле автобана, а в деревне даже щебнем дорогу засыпать не могут! - говорит житель села Константин ВЛАСЕНКО. - Такие колеи после дождя, что не на каждой машине можно проехать. Иногда неделями из собственного дома выехать не можем и к нам никто заехать не может. Да и ходить можно только в калошах в лучшем случае, а чаще - в резиновых сапогах. Многие стараются не загонять машину во двор, а оставлять у трассы - останешься в западне не несколько недель. Зимой, когда дорогу заметает, ее не чистят, поэтому проехать тоже невозможно.
По этому грязному месиву жителям деревни приходится возить фляги с водой на двухколесной тележке. Пункт выдачи воды находится на самой окраине села. Это еще одна проблема Каратомара.
- Мне, здоровому парню, чтобы сходить за водой, нужен час. За то время, пока вечером работает водонапорная башня, я успеваю привезти всего две фляги. Бабушки такую дорогу по грязи осилить не могут даже без тележки, у проходящих соседей всегда просят занести им хоть полторашку воды… А подвоза воды даже к домам пенсионеров нет. Позор для акимата, - считает Константин.
Его соседка-пенсионерка выходит мне навстречу, поднимая руки к небу, и вопрошает, когда Бог вразумит местную власть… Она называет свою деревню Лесхозом, потому что поселок сформировался вокруг предприятия, занимающегося заготовкой леса.
- Мы много не просим. Сделали бы нам эту дорогу и поставили шесть колонок на всю деревню. Всю жизнь здесь живу, и год от года условия становятся только хуже. Помню, в советское время колонки у нас были, и вот уже 20 лет, как их нет, - рассказывает Зинаида МАНДРИК. - Тачку с водой в такую даль невозможно тащить по этим буеракам. Уж хоть бы что-то одно сделали: колонку или дорогу.
Ее племянница, приехавшая из Темиртау, шокирована условиями жизни североказахстанцев.
- Приехали и никак не можем привыкнуть экономить воду. Постирать - чашечка, помыться - чашечка, помыть посуду - тоже чашечка, как в пустыне… Вот, думаем, скорее бы домой, чтобы поплюхаться вдоволь, - говорит Татьяна МЯЧИНА. - А детям не могу объяснить, почему нельзя тратить много воды. Это сейчас мы возим с башни, помогаем, а когда уедем, тете опять придется покупать воду пятилитровками. Она здесь на вес золота.
В мае жители села в очередной раз ходили со своими бедами в районный акимат в Смирново. Там пообещали, что в начале июня, после посевной, сделают дорогу и проведут воду. Но обещания пока так и не исполнили.
Владелица местного магазина Шолпан ИСКАКОВА уже просила местную власть хотя бы перенести водонапорную башню в глубь села, если дорогу к ней сделать не могут.
- Здесь грейдер хотя бы на метр поднять и дороги зимой чистить. Воды нам нужно много, семья большая, а флягами не натаскаешься, тем более работает пункт выдачи по часам, - говорит Серик ТОКОВ. - Мы ведь много не просим. Почему-то по ту сторону автобана - в Астраханке - все есть: дорога, вода в домах, школа, садик, акимат, ФАП. А про нас власти забыли?
И без того невеселая жизнь сельчан усугубляется отсутствием работы, они вынуждены резать березовые ветки в лесу и вязать банные веники, чтобы потом продавать их на трассе (см. “На обочине”, “Время” от 28.6.2018 г.). Хозяйство здесь, по словам жителей, держать на продажу невыгодно, потому что корма стоят очень дорого.
С досугом тоже напряженка. Клуб и библиотека расположены в ветхом здании, если денег на ремонт не найдется, то придется и их закрыть. Тогда в селе, кроме конторы Лесхоза и пары магазинов, ничего не останется. Дети и сейчас ходят в школу, переходя через скоростную трассу, рискуя жизнью, потому что перед расположенным здесь пешеходным переходом не всегда притормаживают проходящие машины.
Так что будь ты хоть семи пядей во лбу, делать в деревне нечего, и молодежь, дабы окончательно не спиться, старается уехать отсюда сразу после окончания 9-го и 11-го класса. Чаще всего в город или на учебу и заработки в соседние области Российской Федерации.
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Северо-Казахстанская область