Джинн из бутылки пошёл на Кок-Жайлау
На строительство курорта в урочище Кок-Жайлау близ Алматы согласно новоочередной концепции этого турпроекта планируется затратить 200 млн. долларов из местного и республиканского бюджетов. Об этом в минувший четверг в ходе ее презентации сообщил директор ТОО “Almaty Mountain Resort” Наиль НУРОВ (на снимке).
Впервые о возможности строительства горнолыжного курорта на Кок-Жайлау власти южной столицы, помнится, заговорили еще в 2012 году. По задумке чиновников в окрестностях южной столицы должен появиться некий аналог альпийского Куршевеля, который будет привлекать тысячи туристов со всего мира. Но в 2015 году реализация проекта была приостановлена - расходы на строительство курорта посчитали неэффективными и решили перенаправить бюджетные средства на другие нужды. С другой стороны, против строительства курорта выступали (и выступают) экологи и представители “зеленых” движений. Однако от курортной идеи городской акимат не отказался, периодически презентуя обновленные проекты (см. “Кок-Жайлау: если нельзя, но очень хочется, то - можно”, “Курорт “Кок-Жайлау”: строить нельзя консервировать”, - “Время” от 12.1.2013 г. и 22.2.2018 г.).
21 февраля этого года общественности представили новые параметры будущей высокогорной базы отдыха и спорта. Тогда Наиль Нуров, директор ТОО “Almaty Mountain Resort” (бывшее ТОО “Кок-Жайлау”, создававшееся специально для строительства горнолыжного курорта, учредителем которого является управление туризма и внешних связей Алматы), сообщил, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта будет готово к 15 июня. Однако час икс наступил на две недели раньше обозначенной даты.
По словам руководителя управления туризма и внешних связей Алматы Ерлана ЖАЙЛАУБАЯ (на снимке) и директора Almaty Mountain Resort, обновленный проект теперь направлен на создание не горнолыжного курорта, а всесезонного горного парка (!), рассчитанного прежде всего на местное население. Во всяком случае, планируется, что 60 процентов его посетителей будут алматинцы, 20 процентов - жители других регионов страны, еще столько же - иностранцы.
Правда, при этом инфраструктура для горнолыжников в новом проекте занимает больше места, чем в предыдущем: 24 лыжные трассы общей протяженностью 22 км и площадью 66,2 га, для оснежения которых предусмотрено создание искусственного озера. Наполнять его рассчитывают за счет талых вод и из реки Казачки с использованием специальных насосов, поскольку водная артерия расположена ниже Кок-Жайлау.
Пропускная способность курорта по плану тоже увеличилась - до 5000 человек в день. Для перевозки такого количества туристов запланировано строительство двух гондольных дорог, трех кресельных и пяти травелаторов (движущаяся бесступенчатая дорожка). При этом воздействие на природу обещают минимизировать: по словам Наиля Нурова, если первый проект предполагал вырубку 27 га зеленых насаждений, то нынешний - не более 6 га.
Горный парк будет поделен на две зоны: долина, где расположатся собственно базовая горнолыжная станция, гостиница, ресторан и прочая инфраструктура, и Кумбель с пешеходными тропами, привалами, палаточными городками и т. д. На Кок-Жайлау также появятся бар на открытом воздухе, меблированная территория отдыха, творческие мастерские - разработчики проекта рассчитывают, что курорт станет привлекательным местом как для пенсионеров, так и для молодежи.
Приблизительно через две недели проект ТЭО будет опубликован на сайте Almaty Mountain Resort для замечаний и рекомендаций с последующим их обсуждением на общественных слушаниях в середине августа. Авторы концепции надеются к концу 2019 года получить окончательно подготовленную проектно-сметную документацию (ПСД), чтобы в начале 2020-го приступить к строительству. Завершить первую очередь курорта планируется в 2022 году.
Наиль Нуров сообщил, что в 2012-2014 годах на разработку ТЭО и ПСД было потрачено 3,5 млрд. тенге. Еще в 195 млн. тенге обошлась разработка нынешнего ТЭО. В целом же на новый проект планируется пустить 200 млн. долларов из республиканского и местного бюджетов.
- Мы сегодня не закрываем двери перед инвесторами, не говорим, что это бюджетный проект, - заметил он при этом. - Мы рассматриваем модель, в которой построим основные инженерные локации, в том числе гостиницы, рестораны. Но в черновой отделке готовы будем это на аукционе отдать в управление бизнесу.
ашу газету прежде всего интересовал вопрос безопасности. Как известно, службы по ЧС в целях профилактики селя регулярно опорожняют моренные озера, расположенные в окрестностях Алматы. А тут прямо над городом на высоте около 3000 метров планируется создать резервуар воды емкостью 800 000 кубометров! Стоит напомнить, что в 2015 году прорвало моренное озеро Безымянное, в результате чего произошел выброс 40 000 кубов селевой массы. Так насколько безопасно будет искусственное озеро на Кок-Жайлау?
- Устройство искусственного озера не является нашим изобретением, - заявил Наиль Нуров. - Это абсолютно стандартное техническое решение для наших иностранных коллег-французов. То есть озеро будет абсолютно безопасным.
- Вы вводите в заблуждение аудиторию! - резко возразил активист движения “Защитим Кок-Жайлау”, эколог Абай ЕРЕКЕНОВ, заметив, что в Европе сейсмическая ситуация намного спокойнее, чем в нашем регионе.
В ходе сессии активисты предъявляли и другие претензии. В частности, по мнению того же Ерекенова, в ходе строительства подстанции и дороги было уничтожено большое количество редких растений, а это уголовно наказуемое деяние. Однако на спикеров его тирада не возымела должного действия - руководитель управления туризма и внешних связей со скучающим видом произнес: если есть доказательства, обращайтесь в компетентные органы.
Активист Андрей БУЗЫКИН спросил, какие существуют гарантии, что курорт “Кок-Жайлау” не повторит судьбу Шымбулака, где понастроили частные коттеджи.
- Эта территория не будет передана в частную собственность, - ответил Ерлан Жайлаубай. - Площадь нашего парка будет на балансе управления туризма и внешних связей. В соответствии с действующим законодательством все эти нормы будут соблюдены.
- Не будет выделения в особо охраняемые природные территории? - решил уточнить тот же Бузыкин.
- Нет, таких мер мы не предусматриваем.
На сакраментальный вопрос активистов, нельзя ли все-таки отказаться от проекта и оставить на Кок-Жайлау девственную природу, Наиль Нуров ответил многозначительно:
- Мы уже выпустили этого джинна из бутылки, и Кок-Жайлау уже осваивается.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира Заикина и Романа ЕГОРОВА, Алматы