Исковерканное детство
Более двухсот детей и подростков в Туркестанской области стали жертвами различных преступлений, 30 пытались совершить суицид, и в 11 случаях, к сожалению, спасти детей не удалось.
Так, на днях в Шымкенте ушла из жизни ученица 11-го класса. В управлении образования уже поспешили заявить, что девочка была примерной ученицей и конфликтов с учителями и одноклассниками у нее никогда не наблюдалось.
Трагедия случилась 22 января. Девочку нашли повешенной у себя в доме. Сообщение в полицию поступило в 18.30. Школьница к моменту приезда медиков и полицейских уже была мертва. Расследование начато по статье 105 УК (“доведение до самоубийства”), назначена судебно-медицинская экспертиза.
В управлении образования, выражая соболезнования семье погибшей, сообщили, что в школе поводов, которые могли бы привести к столь трагичному событию, не было. Так ли это на самом деле, предстоит выяснить следствию.
Подводя печальную статистику за ушедший год, в прокуратуре региона снова говорят о нехватке школьных психологов, о сотнях родителей, абсолютно не занимающихся своими детьми, и о том, что преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних все чаще совершают близкие родственники.
Общее количество преступлений, совершенных в отношении детей, по данным прокуратуры, снижается третий год подряд: если в 2021 году зарегистрировано 244, то в ушедшем - 222 факта. Двое несовершеннолетних в прошлом году были убиты, в отношении 62 совершили сексуальное насилие, 78 детей пострадали на дорогах в ДТП.
Одним из самых резонансных преступлений, которое буквально шокировало всех казахстанцев, стало жестокое убийство и предшествовавшее ему насилие в отношении пятилетней малышки в селе Жибек жолы Сарыагашского района. Осужденный насильник и убийца уже отбывает пожизненное заключение.
Половые преступления в криминальной статистике стоят особняком: скрыть их, как раньше, уже невозможно, и каждый новый факт насилия практически сразу попадает в новостные ленты, вызывая общественный резонанс. И самое страшное, что чаще всего насильниками становятся близкие родственники: отцы, отчимы, дяди, братья.
Говоря о проведении следствия по преступлениям в отношении детей, в прокуратуре признают, что не всегда обеспечиваются полнота и объективность расследования. Центр судебных экспертиз есть только в Туркестане. Учитывая большую территорию региона, одного его недостаточно. Потерпевших из нескольких районов области, включая южные Мактаарал и Шардару, для своевременной фиксации следов преступления вынуждены везти в шымкентский центр.
В списках безнадзорных, находящихся в трудной жизненной ситуации семей и детей числятся уже около 500 ребят. 266 родителей, чьи дети растут, как сорняк в поле, без всякого воспитания и заботы, взяты на учет в органы внутренних дел. Как это поможет разбудить их ответственность, неизвестно, но участковые в их семьи наведываются регулярно. К административной ответственности за неисполнение родительских обязанностей привлечены 4446 родителей.
По-прежнему в дефиците в школах области педагоги-психологи: 322 вакантных места. Да и квалификация тех, кто уже работает, оставляет желать лучшего. Вполне возможно, что при деятельном участии психологов можно было бы предотвратить преступления, которые совершают сами дети.
Пока же картина выглядит так: в 2023 году подростки совершили 69 хищений, 6 грабежей, 11 хулиганств, по 12 уголовным делам причинили вред здоровью. В минувшем году в области стали практиковать выездные судебные заседания, когда на скамье подсудимых оказываются школьники. Процессы проходят в закрытом режиме, но в школе. В прокуратуре надеются, что это поможет отрезвить умы склонных к преступной деятельности школяров. Для этой же цели особо беспокойных водят на экскурсии в СИЗО.
Алиса МАСАЛЁВА, Туркестан