А медики ни при чём?
В Восточном Казахстане двое полицейских доказали, что гражданин, которого они подобрали на улице, скончался не по их вине
Человека, лежащего на земле, прохожие, как правило, стараются обходить стороной. “Пьяный!” - думает о таких большинство. И мало кому в голову придет, что бедняге, возможно, требуется медицинская помощь. Такая история приключилась ноябрьским днем прошлого года в селе Калбатау Жарминского района. Когда полицейские прибыли на место, мужчину, без сознания лежавшего на земле, уже осматривали медики.
Как сообщается в материалах дела, сельчанин на тот момент “храпел, в контакт не вступал, стонал, на попытки разбудить его не реагировал”.
- Это ваш клиент, - заявили медработники полицейским, решив, что мужчина в стельку пьян, и уехали.
Полицейские Ернат МАКТАЕВ и Ельнур КУМАРОВ доставили “клиента” в пункт полиции, чтобы он там проспался и протрезвел. А утром, как положено, собирались привлечь его к административной ответственности. Но случилось непредвиденное. На дежурстве оставался Мактаев. Он-то и заметил, что мужчине стало совсем плохо, и тут же вызвал скорую помощь.
И только после госпитализации выяснилось, что у человека, которого приняли за пьяного, серьезная травма! У него была проломлена теменная кость, диагностированы ушиб и отек головного мозга тяжелой степени. Пациент, не приходя в сознание, скончался в реанимационном отделении. Эксперт говорил в суде, что, скорее всего, он упал и ударился головой.
- Описание поведения мужчины характерно для полученной травмы, - добавил специалист.
Жаль, что у медиков скорой оказался пробел в знаниях по этой части. А вот химико-токсикологическое исследование показало: в крови трупа алкоголь не обнаружен.
За гибель сельчанина пришлось отдуваться полицейским. На следующий же день после случившегося Кумарова и Мактаева уволили за нарушение служебной дисциплины.
31 января этого года уголовное дело в связи со смертью жителя Калбатау было прекращено, и уволенные стражи порядка поспешили в суд, чтобы доказать свою непричастность к его гибели. Точнее, чтобы на фоне этого восстановиться на работе. И про компенсацию морального вреда не забыли - размер на двоих составил 1 миллион 700 тысяч тенге.
Усть-Каменогорский городской суд установил, что истцы действительно приняли все меры по оказанию помощи сельчанину, которого не забрала скорая помощь. Более того, те действия, которые относятся к грубым нарушениям дисциплины, они не совершали. Однако восстановиться на работе удалось только Мактаеву - его коллега Кумаров слишком поздно обратился в суд.
Теперь департамент полиции Восточно-Казахстанской области как ответчик обязан выплатить своему новому старому сотруднику почти 2 миллиона тенге - зарплату за время вынужденного прогула и 50 тысяч в качестве компенсации морального вреда. Известно, что решение суда первой инстанции будет обжаловано в облсуде.
А вот в Риддере аналогичная история с человеком, которого также обнаружили лежавшим на улице в снегу, приобрела совершенно неожиданный поворот. Дело было днем 31 января этого года. По данным Риддерского городского суда, известный правозащитник Александр ХАРЛАМОВ увидел, что возле аптеки лежит человек, и позвонил в полицию.
По словам Харламова, дежурный Мирхат АЙТКАЛИ стал пререкаться и заявил, что правозащитник, как сознательный гражданин, лучше бы озадачился созданием в городе спецприемника для бомжей. Кроме того, полицейский якобы угрожал Харламову, что закроет его и привлечет в ответственности за хулиганство. Впрочем, Айткали тоже объяснил свое поведение. По его версии, Александр Харламов пришел в полицию и вел себя агрессивно. Тогда, дескать, решено было отправить его на освидетельствование. Харламов был трезв.
По жалобе правозащитника его обидчику объявили выговор, однако Харламов, который посчитал унижением то, как с ним обошелся Айткали, обратился в суд, чтобы получить компенсацию морального вреда - 300 тысяч тенге. И выиграл процесс! Правда, вместо этой суммы полицейский должен выплатить ему всего 20 тысяч тенге.
Что же стало с бедолагой, который лежал в сугробе, история умалчивает.
Елена СУПРУНОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Усть-Каменогорск

Елена СУПРУНОВА