2866

Лукавый свидетель

В Восточном Казахстане полицейские сделали все, чтобы за смерть человека на скамье подсудимых оказался невиновный

Лукавый свидетель
Фото: exo-ykt.ru

26 сентября вечером Нурбол ТАЙХАНОВ с другом Бекайдаром КАРИБАЕВЫМ отправились в одно из питейных заведений Усть-Каменогорска. Ушли оттуда уже под утро вместе с другими клиентами кафе. Среди них был и 40-летний Ерик ДЕМЕСИНОВ. Когда последний вышел на улицу, то увидел потасовку - несколько человек избивали Тайханова. Принимал в этом участие и тот самый Бекайдар. Демесинов, как он позже показал в суде, разнял их, после чего отлучился в туалет. А когда вернулся, то увидел, что избитый сидел на крыльце, у него носом шла кровь. Потом Тайханов упал на землю...

Слова Демесинова подтверждаются и записями с камер видеонаблюдения, установленных в кафе и магазине напротив. Судя по кадрам, конфликт между Тайхановым и другим посетителем начался еще за столом. Уже на улице несколько мужчин увели его в сторону АЗС. На другой видеозаписи видно, что Нурбола Тайханова ведут избитого и усаживают на крыльцо. При этом заметно, что он не может сам передвигаться и адекватно реагировать на окружающую обстановку. Бекайдар и еще один мужчина бьют несчастного по голове. Увидев камеру видеонаблюдения, Бекайдар закрыл лицо курткой и волоком потащил Тайханова в сторону.

В этот момент Ерика Демесинова рядом с ними не было. Он собрался в гости к своим знакомым в поселок Белоусовка. А когда садился в такси, к нему подошел Бекайдар и напросился поехать вместе. Вдвоем они погрузили Нурбола в салон и приехали в дом к знакомой семейной паре, где пьянка продолжилась. Тайханов никак не реагировал на происходящее - участники застолья подумали, что он спит. Никому из собутыльников даже в голову не пришло, что избитому мужчине, возможно, требуется медицинская помощь.

По версии органа досудебного расследования, в стельку пьяный Тайханов действительно беспробудно спал, а Демесинов, чтобы привести его в чувство, пинал по голове и телу. Через некоторое время мужчина умер. И вскоре Ерика Демесинова задержала полиция.

Началось следствие. Хозяйка дома, в котором все произошло, на первом же допросе сказала, что Демесинов не бил Тайханова - погибшего пинал по голове Бекайдар. Причем делал это не единожды. Потом гостеприимные супруги ушли на работу, в доме остались только Тайханов и Карибаев. Когда женщина вернулась домой, Бекайдар собирался уходить. Хозяйка попросила его разбудить товарища. Тот подошел к приятелю, потрепал его по плечу и заявил, что он... мертв.

Тогда, по словам женщины, Карибаев потребовал у ошарашенной хозяйки ведро и тряпку и вытер все, на чем могли остаться его отпечатки пальцев. Уходя, он пригрозил женщине, что убьет ее, если она кому-нибудь расскажет о том, что он вообще находился в Белоусовке. На ватных ногах сельчанка побежала звонить в полицию. Судя по всему, позднее то же самое сделал и Бекайдар, который впоследствии проходил по делу как свидетель.

Из приговора суда: “Исходя из здравого смысла и обычной логики, тем более логики человека, ранее неоднократно судимого за тяжкие преступления, совершенно очевидны действия Б. Карибаева, который работал на опережение. Воспользовавшись тем, что лично он знаком с оперуполномоченным Левобережного отдела полиции Усть-Каменогорска, и зная, что свое присутствие в Белоусовке не сможет скрыть, он сделал единственно возможный выбор, первым сообщив о случившемся”.

А дальше начали происходить странные вещи. На следующий же день, 28 сентября, во время очередного допроса и очной ставки с Бекайдаром Карибаевым супруги из Белоусовки отказались от своих прежних показаний. Они стали свидетельствовать против Ерика Демесинова. Однако уже в ходе судебного следствия снова рассказали то, о чем они говорили следователю сразу после случившегося. Такое непостоянство супруги объяснили психологическим давлением на них со стороны начальника Белоусовского отделения полиции.

Однако на этом откровенные странности в ведении расследования не закончились. Сотрудникам полиции Глубоковского района, видимо, очень не хотелось искать того, кто действительно причастен к смерти Нурбола Тайханова. Следствие вообще не приняло во внимание конфликт, произошедший возле кафе! Соответственно, не установило и причинную связь между полученными там травмами и наступлением смерти.

Поэтому те парни, которые вместе с Карибаевым избивали несчастного, упоминаются в материалах дела как “неустановленные следствием”. Хотя наверняка на записи с камеры видеонаблюдения в кафе можно разглядеть их лица.

Тем не менее полицейские решили во что бы то ни стало сделать виновным Ерика Демесинова. Следствие пришло к выводу, что тяжкие телесные повреждения Тайханову причинены именно в Белоусовке, проигнорировав не только записи с камер, но и заключение экспертизы. А она показала, что погибший находился в состоянии алкогольного опьянения легкой степени, поэтому отключиться из-за выпитого спиртного просто не мог. То есть в поселок его привезли в бессознательном состоянии, в которое он впал из-за полученных травм.

Более того, обвинение Демесинова строилось на показаниях засекреченных свидетелей - ИВАНОВА, ПЕТРОВА, СЕРГЕЕВА. Первым двум, с которыми Ерик вместе находился в ИВС, он якобы сознался, что избивал Тайханова. Сергеев и вовсе заявил, что утром 27 сентября к нему в магазин в Белоусовке зашел Демесинов и хотел купить водку, а когда ему отказали, заявил: “Мне терять нечего, завалил одного и тебя завалю!” Однако суд критически отнесся к показаниям Сергеева. Оказывается, он периодически убирает помещения Белоусовского отделения полиции, а с Демесиновым у него раньше был конфликт. Что касается Иванова и Петрова, то и тут план стороны обвинения провалился.

“Эти люди были зависимы от следственных органов, а их показания ничем не подтверждены. К примеру, записями соответствующих разговоров”, - заключил суд и оправдал Ерика Демесинова.

Кроме того, суд вынес частное постановление в адрес прокурора Глубоковского района. Надзорный орган просили обратить внимание на слова свидетелей, которые жаловались на психологическое давление со стороны полицейского начальника.

Затем дело было рассмотрено в областном суде по инициативе как раз таки прокуратуры и матери погибшего мужчины. Прокурор Кайрат АЖИБЕК в апелляционном ходатайстве просил вынести обвинительный приговор Демесинову и давил на то, что суд, дескать, зря усомнился в показаниях засекреченных свидетелей. Также Ажибек просил суд отменить частное постановление.

Однако апелляционная инстанция оставила оправдательный приговор в силе, дополнив его резолютивную часть одним предложением: “Уголовное дело направить прокурору для решения вопроса о необходимости преследования иного лица”.

Тем временем Ерик Демесинов сам обратился в суд, чтобы взыскать компенсацию морального вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности. Мужчина содержался под стражей в течение семи месяцев. Усть-каменогорский городской суд решил: взыскать с Минфина в пользу Демесинова 900 тысяч тенге.

Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть