3311

А вас я попрошу оставить...

     В Казахстане выяснили причины, из-за которых детей с ДЦП и синдромом Дауна оставляют в роддомах. 

Никто никогда раньше не пытался найти четкий ответ на этот вопрос. Да, можно было предполагать (родители, у которых рождаются малыши с патологиями, боятся, не знают, что делать, и решаются на крайний шаг), догадываться (на их выбор оказывают влияние близкие или сотрудники родильных домов), но не говорить об этом точно. Чтобы понять, что происходит на самом деле, правозащитник, мама мальчика с синдромом Дауна Айгуль ШАКИБАЕВА и социолог Серик ДЖАКСЫЛЫКОВ встречались с родителями детей с такими диагнозами и практикующими врачами-неонатологами, педиатрами, руководителями родильных домов и перинатальных центров.

- Мы провели сорок глубинных интервью в разных регионах Казахстана, - рассказывает Серик. - Нам было важно, чтобы это были и города, и районные центры. В итоге мы собирали информацию в Алматы, Талдыкоргане, Костанае, Рудном, Каскелене, Капшагае и Шелеке. Многие родители, воспитывающие детей с ДЦП и синдромом Дауна, рассказывали, что врачи советовали им отказаться от новорожденного. Доктора, конечно, приводили разные аргументы в пользу этого, но многие были уверены в том, что поступают правильно. Им искренне казалось, что так будет лучше, а женщина потом родит еще одного ребенка - здорового.
В итоге специалисты констатировали, что врачи действительно оказывают немалое влияние на судьбу новорожденных с такими диагнозами. А происходит это, в частности, потому, что знания тех, кто дает такие “добрые” советы, застряли в советских временах, когда считалось, что детей с ДЦП или синдромом Дауна нельзя социализировать, для них не было реабилитации. А многие считали такой диагноз чуть ли не приговором, способным пустить под откос жизнь близких.
- Самое главное, что в нашей стране нет государственного регламента для врачей, которые сталкиваются с людьми, у которых рождаются дети с подобными диагнозами, - добавляет Айгуль Шакибаева. - Ведь есть врачебная этика, нормы, в которых прописано, как нужно сообщать пациенту, что у него рак или ВИЧ, к примеру. Но почему-то ничего подобного нет в отношении таких случаев. И это нужно исправлять. Должны быть четкие правила, регламентирующие эти моменты, в которых должно быть прописано, что врач не должен склонять родителей к передаче ребенка в интернатные учреждения. И, конечно, нужно работать с медиками, повышать их квалификацию, чтобы они имели современные, а не устаревшие представления о жизни и реабилитации детей с ДЦП и синдромом Дауна.
Добавлю лишь то, что сейчас под опекой государства находятся 3712 детей с психическими либо физиологическими отклонениями - это 51 процент от общего числа ребят, воспитывающихся в интернатах. В семьи их, увы, забирают крайне редко.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть