Последнее обещание
Недавно мы писали о вопиющей истории в Шымкенте: вот уже год там уводятся от ответственности виновные в смерти ребенка, погибшего от удара током (см. “Остолбенели”, “Время” от 27.7.2017 г.). А в Таразе подросток стал жертвой электрического разряда, и с того трагического дня прошло уже два месяца. Но до сих пор не ясно, по чьей вине это произошло...
- Он у меня слишком шустрый был… Схватывал все на лету, в свои четырнадцать лет уже ощущал себя хозяином в доме: летом помогал мне продавать арбузы, не чурался домашних дел и любил повторять: “Мама, я вырасту, стану чемпионом, куплю для нашей семьи машину и построю большой дом!” Бекзат с шести лет занимался вольной борьбой, в двенадцать выполнил норматив кандидата в мастера спорта, с соревнований возвращался весь в медалях... - Айнур УМБЕТАЛИЕВА, мама погибшего восьмиклассника Бекзата УМБЕТАЛИЕВА, замолкает, утирая набежавшую слезу. - Нет успокоения - только и думаю о сыне...
Женщина в который раз воскрешает в памяти события того страшного дня. 29 мая она пришла с заводской смены, а сын - с консультации в школе.
- Пришел и тут же отпросился на улицу к ребятам. Это было в полдень, а примерно в 12.40 дочка с улицы прибегает: “Бекзат в обморок упал!” Я бегом вниз. За домом у нас канал проходит - неглубокий, два с половиной метра шириной, и вот на берегу этого канала лежал Бекзат. Очень бледный. Моментально приехала “скорая”. Врачи осмотрели сына и… закрыли его лицо футболкой. Я закричала: “Зачем?! Это он в обморок упал, потому что не поел!” - “Нет, апке, - ответили мне. - Это он от удара током… скончался”. - “Но откуда здесь ток?” И тут все стали показывать на железную трубу, протянутую поперек канала: дескать, она бьет током и к ней прикоснулся Бекзат. Что-то еще говорили, но у меня все поплыло перед глазами. Очнулась дома. Подошла к окну: внизу у канала толпились люди вокруг невысокого земляного холмика. “Это Бекзата закопали, - сказала сноха. - Ждем, когда электричество из него уйдет в землю и он очнется”. Ждали шесть часов. Потом приехал мулла и сказал, что все бесполезно - мальчик давно умер. После этих слов я вновь потеряла сознание...
30 мая Бекзата похоронили. Накануне приезжал заместитель акима Тараза Кенжебек ОЛЖАБАЙ, выразил соболезнование и передал 100 тысяч тенге от городского управления образования. А вечером соболезнования выразил аким Тараза Рустем ДАУЛЕТ, пообещавший материальную помощь - миллион тенге. Как выяснилось, весть о трагическом происшествии (его, правда, поначалу связывали с обрушившимся в тот день на город страшным ураганом с человеческими жертвами) достигла Астаны, и премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ дал поручение акиму области Кариму КОКРЕКБАЕВУ оказать помощь осиротевшим семьям.
В тот же день выяснились важные детали этой истории. Оказывается, Бекзат оказался в воде, потому что спасал одноклассницу Асель ЖАНГУБЕКОВУ. Игравшие поблизости дети рассказали, что слышали крик: “Бекзат, помоги!”, видели Асель в канале и бросившегося на помощь подростка.
Утонуть в том канале было невозможно - воды там по колено. Тогда почему кричала Асель? Просто испугалась? А может быть, ее тоже ударило током? И как вообще она оказалась в воде?
Эти вопросы далеко не праздные: на днях завершилась экспертиза по факту гибели Бекзата Умбеталиева. Согласно ее заключению кабели, проложенные внутри трубы, были изолированными, без порывов. То есть сама по себе труба - если верить экспертизе - не могла явиться причиной гибели парня. Порыв провода был обнаружен в ста метрах от места происшествия, но он, по мнению экспертов, никак не связан с трагическим происшествием.
Директор ТОО “Таразэнергоэксперт” Ажихан ОРЫНБЕКОВ в интервью одному из местных телеканалов озвучил свою версию: “Может быть, какая-то линия в арык этот упала в момент, когда ребенок там находился. Это мое мнение. А остальное я не могу даже предположить, отчего и как…”
Вот так номер! Получается, даже специалисты в области электроэнергетики не смогли определить, отчего погиб Бекзат Умбеталиев... Я обратилась с запросом в прокуратуру города Тараза, надзирающую за следствием. Выяснилось, что расследование еще не завершено.
- Дело возбуждено по статье 254 УК РК “недобросовестное отношение к обязанностям”, расследование ведет УВД города Тараза, - пояснил заместитель прокурора города Айдынгали ДАУЛЕТАЛДИН. - Для установления причины смерти Умбеталиева назначена судебно-медицинская экспертиза. Допрошены свидетели, работники ТОО “ЖЭС”, оттуда истребована вся документация по ремонту и обслуживанию трансформатора, расположенного рядом с местом происшествия. Проводятся и другие следственные действия.
Я решила провести свое небольшое расследование, но почему-то никто из непосредственных участников события возле канала рассказывать не хотел.
- Дочери дома нет, она в Алматы на лечении, - отреагировала на мой звонок Гульнара АРЫСБАЕВА, мама Асель Жангубековой. - Я тоже не дома. И вообще, что я могу рассказать? Меня же там не было! Я дочь увидела только в приемном покое больницы плачущей. Врачи сказали, что она перенесла стресс. А сама дочка мне никаких подробностей не сообщала. Знаю только, что они пошли с подружками за мороженым и она каким-то образом оказалась в воде.
Но, может, тогда подружки вспомнят, как все было? Я позвонила их классному руководителю и попросила связать меня с ученицами. Спустя пару дней Кунсулу (так зовут педагога) ответила: школьницы все разъехались, но и по телефону поговорить с ними нельзя - родители, мол, не хотят. “А меня там не было!” - заключила Кунсулу и бросила трубку.
В Жамбылской областной детской больнице, куда доставляли Асель, я узнала, что никаких следов от удара тока у нее не было обнаружено.
- Девочку доставили в состоянии психологического шока, - сообщила заместитель главного врача Гульфия ГУСЕЙНОВА. - А вот следов электрошока мы не нашли - кожные покровы школьницы были совершенно чистыми. И поскольку показаний для госпитализации не было, мы через два часа отпустили ее домой.
Что же получается? Оба подростка были в воде, но удар током получил только Бекзат. Значит, дело все-таки в трубе, за которую он ухватился? Вот главный для разгадки причины его гибели вопрос. Но он остается без ответа.
Управляющий Таразскими городскими электросетями Бахытхан АМИРХАНОВ разводит руками:
- Все почему-то думают, что мы должны отвечать. Но ведь есть заключение экспертизы о повреждении провода, который находился в 120 метрах от точки поражения током.
- И как же этот провод мог повлиять?
- Он никак не мог повлиять... Мы там все обыскали, но так и не нашли причину поражения. Возможно, здесь случай хищения электроэнергии - наличие так называемого стороннего нуля. Сейчас ведь, сами знаете, сколько умельцев развелось... Но честно скажу: следов хищения мы тоже не обнаружили. А потом нас отвлек ураган, там тоже не обошлось без человеческих потерь. Мы в те дни круглосуточно работали, устраняя сотни аварий. А к трубе я сам лично прикасался - и к ней, и к воде тоже, абсолютно без каких-либо последствий.
- А может, все-таки эту злосчастную трубу взять и закопать? Ведь никто же так и не нашел, отчего погиб Бекзат. Где гарантия, что этот страшный случай не повторится?
- Я с вами согласен, но закопать трубу сложно - там канал проходит. В советское время вся инфраструктура - электросети, вода, канализация - подводилась в соответствии с генпланом. А теперь генплан то ли есть, то ли его нет, но сплошь и рядом вырастают объекты то где-нибудь на теплотрассе, то в опасной близости от электросетей - в общем, там, где их быть не должно. Коммерсанты берут разрешение непонятно как, строят, а потом начинаются проблемы с подводками коммуникаций…
...На днях Умбеталиевы - Айнур с супругом и двое их детей - переехали в новую квартиру. Ее приобрело для пострадавшей семьи ТОО “ЖЭС” в знак примирения. Вот так, ценой собственной жизни Бекзат сдержал свое обещание подарить маме новое жилье...
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз