Ностальгия на любителя
8 декабря в казахстанский прокат выходит фильм "Скоро кончится лето". Он же был выбран для открытия фестиваля студенческих и дебютных фильмов "Бастау".
Режиссер Яна СКОПИНА казахстанского происхождения живет в России, а фильм - совместная продукция казахстанско-российской команды. Задумывалось кино как история о любви и взрослении обычных ребят поколения 90-х. Режиссер искренне уверена, что это будет интересно и взрослым зрителям, ностальгирующим по той эпохе, и нынешним молодым людям. Ведь любовь, дружба, проблемы взросления - вечные темы, как и песни Виктора Цоя. Возможно, так бы и произошло, если бы на экране мы увидели притчу или опоэтизированную историю о прошлой эпохе, если бы нас пронзил сюжет накалом чувств. Но там все нудно. Невнятная история с массой лишних деталей, авторское кино в худшем его понимании с неэстетичным светом, попыткой изобразить документальность, минимум эмоций. В итоге нерадостная картинка, стойкое желание включить побольше света в кадре и стукнуть актеров, чтобы увидеть какие-то реальные эмоции.
Хороша лишь дотошная работа художников, воссоздающих ту эпоху. Наверное, экранные детали быта о чем-то напомнят 50-летним, но можно представить, что для молодых все это вообще малопонятно и скучно. Они живут в других ритмах.
Вообще кино оставляет какое-то смутное ощущение дежавю, нафталиновой надерганности из культовых фильмов той эпохи и о той эпохе. Впрочем, любое кино имеет право быть. Но букетом международных наград лента похвастаться не может. Прокат в России тоже явно не удался, с 27 октября лишь 19 тысяч долларов составили сборы. Возможно, произойдет чудо, и в Казахстане фильм будет принят теплее, ностальгия по девяностым отвлечет от предновогодней суеты и погонит в кинотеатры смотреть вот это все. Но возникает вопрос: почему этот дебютный фильм был выбран для открытия казахстанского фестиваля? Неужели у нас мало своих талантливых режиссеров? Или, может быть, в этом году не было открытий в киноотрасли? В чем современность, дерзость, откровенность этой ленты? Чтобы собрать молодых киношников и студентов в неприспособленном для кинопоказа зале оперного театра и с ужасным звуком, под топот ног публики, уходящей с показа, пытаться понять, что же такого уникального в любви 90-х?
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы