1425

Контроль в воздухе и на земле

За дебоширство и другие нарушения на борту самолетов или в аэропорту казахстанцев будут включать в черные списки авиакомпаний по решению судов, а не по воле авиаперевозчиков. На дорогах установят автоматизированные системы контроля грузовиков. А за затонувшие в наших водоемах судна, в том числе иностранные, Казахстан будет требовать выплату компенсации. Эти и другие нормы законопроекта по вопросам транспорта представил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Берик КАМАЛИЕВ во вторник на рабочем заседании в мажилисе.

Контроль в воздухе и на земле

Согласно документу на казахстанских дорогах установят автоматизированные станции измерения весовых и габаритных параметров транспорта, которые будут работать по принципу “Сергек” - без участия человека.

- Это позволит обеспечить сохранность автодорог, увеличить поступления в бюджет сборов за проезд тяжеловесного транспорта ежегодно на 1,5 млрд тенге и исключить человеческий фактор при проведении транспортного контроля на автодорогах, - полагает Камалиев.

Средняя стоимость установки одной такой станции составит порядка 70-75 млн тенге. По программе “Нурлы жол” в 2020-2025 годы планируют установить 112 таких станций, общая стоимость которых равна 8,4 млрд тенге.

В этом контексте мажилисмен Альберт РАУ вспомнил перегруженные автомобили китайского производства, которые разбивают дороги:

- Каждый раз вы и министр говорите, что поставите комплексы, узаконите. Но вы же их будете ставить на Хоргосе, в Алматы, Караганде, Павлодаре, Нур-Султане. А все эти выезды с карьеров, где они тут же разбивают дороги? Транс­портный контроль говорит, что штрафует. Но понятно, как он штрафует - сегодня в газете “Время” очередная партия транспортного контроля оприходована (см. “Пост сдали!”, “Время” от 21.9.2021 г. - Л. Т.)… А как ограничить выезд машин с перегрузом, которые могут с каждого перекрестка к нам заехать и кончить дороги?

В ответ Камалиев подчеркнул, что принимаются меры по повышению качества дорожного полотна. Так, раньше его толщина составляла до 40 сантиметров - буквально 1-2 слоя асфальта. Ее увеличили до 1 метра, а нагрузку на ось подняли до 11-11,5 тонны с учетом наших климатических условий.

- Китайские самосвалы несут очень большую нагрузку - их грузоподъемность от 15 до 20 тонн. Для наших предприятий они грузят до 40 тонн, соответственно 20 тонн лишних берут. Да, у нас стоят инспекторы транспортного контроля, ловят их. Но они (самосвалы. - Л. Т.) иногда даже не останавливаются, проезжают объездными путями! Рушат и городские дороги. Штрафы оказались неэффективными. Есть вопросы в Восточно-Казахстанской области, где недавно был случай, наши инспектора участвуют в коррупционных делах, - признал замглавы МИИР.

Путь, который приведет к цивилизованному решению проблемы, заявил он, - убрать инспекторов, чтобы они не контактировали с водителями. Кроме того, считает он, необходим полный запрет проезда большегрузных машин.

- Но в 2018 году, когда принимался Предпринимательский кодекс, на площадках “Атамекена” (Нацпалата предпринимателей. - Л. Т.), в парламенте нас не поддержали, сказав: а как быть малому и среднему бизнесу?

Следующая мера - поднять утилизационный сбор на ввоз китайских большегрузов. А вообще сегодняшнее решение - это автоматизированная система контро­ля, которая будет фиксировать нарушителей, - сумбурно перечислил меры Камалиев.

С 1 октября, напомнил он, будет внедрена плата за проезд по дорогам первой категории, а в дальнейшем - второй и третьей. Поэтапно МИИР будет делать платными дороги республиканского значения, на которых установят видеокамеры и весогабаритный контроль.

- Мы все-таки приходим к тому, что вносимый законопроект не снимает эту остроту! - вынес вердикт мажилисмен Рау. - Депутатам остается крепко думать, что же делать, чтобы сохранить дороги, на которые мы тратим очень существенную часть нашего бюджета!

Еще одна норма законопроекта позволит авиакомпаниям вести собственный реестр лиц, воздушную перевозку которых следует ограничить. Но угодить в него граждане смогут только в случае доказанности их вины в результате привлечения к уголовной или административной ответственности.

Неугомонный Рау попросил уточнить, по какому конкретно порядку пассажиров будут вносить в черные списки.

- Черные списки сегодня в основном формируют сами авиакомпании, в 99 процентах этим балуется Air Astana - у них есть свой список. У нас был ряд случаев, когда они включали в него даже компании. Поэтому сегодня только по решению суда в этот список авиа­компании должны включать людей, которые допустили нарушения. Могут по прибытии в аэропорт составить административный протокол и до решения суда временно включать в этот список, - пояснил Камалиев.

При этом в международной прак­тике, добавил он, составление негативного акта в отношении какого-либо лица в любом аэропорту, например Франкфурта, является основанием для включения этого гражданина в черный список.

- Если на борту Lufthansa он допустил правонарушение, значит, эта компания внесет его в свой список. Почему у нас законопроектом предлагается по решению суда? - спросил Рау.

Вице-министр подчеркнул, что в казахстанской практике много спорных ситуаций, в которых бывают задействованы авиационные сотрудники, сотрудники аэропортов и авиакомпании.

- Пока на переходном периоде мы вносим такую поправку, не ущемляя конституционные права наших граждан. С Air Astana был случай: женщина вылетала из Шымкента, она заявила, что при регистрации ее оскорбили (авиакомпания сама проводила регистрацию), и они включили ее в этот список. Когда мы разбирались, выяснилось, что там бегали ее дети, один из которых - аутист. Такие моменты тоже есть, - констатировал вице-министр.

В сфере гражданской авиации предлагают также ввести норму о регулировании использования беспилотников.

- Проектом закона предусматривается персональная ответственность первого руководителя за выполнение возложенных задач на уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации и ответственность авиационных инспекторов за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей, - сообщил Камалиев.

Рау на это заметил, что сегодня любой может купить дрон. Соответственно, как будет тогда регулироваться ответственность физических лиц?

- Были случаи, когда не то что наши граждане, а иностранные физлица на территории нашей республики использовали дроны, снимая стратегические объекты. На физлица мы тоже распространяем требования, - ответил зам­министра, правда, не уточнил, какие именно.

Предусмотрены в законопроекте также нормы, устанавливающие обязанность владельцев водных судов страховать свою гражданско-правовую ответственность по подъему затонувшего имущества. Это позволит Казахстану предъявлять напрямую страховой компании требования о возмещении расходов на подъем затонувшего судна. По словам вице-министра, сегодня в территориальных водах Казахстана остатки десяти затонувших судов, в том числе иранского сухо­груза Tiba и российского судна “Аракс”.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть