12833

С таким не наворуешь, или Зря клевещет?

Уже более 50 миллионов тенге потратил “Казводхоз” на то, чтобы уличить заслуженного энергетика в непрофессионализме. Но Владимир Трашин убежден в своей правоте. Чья возьмет?

С таким не наворуешь, или Зря клевещет?

И дело не только в том, что эти деньги можно было потратить с куда большей пользой. Да хотя бы на укрепление любого из 700 гидротехнических сооружений, которые сегодня трещат, в том числе и по швам, от натиска невиданного половодья. Удручает сама ситуация, когда 81-летний аксакал, руководивший строительством Шульбинской ГЭС, обеспечивавший прочность фундамента самой высокой в мире дымовой трубы - на Экибастузской ГРЭС-2, участвовавший во многих других уникальных проектах, - вдруг стал мальчиком для битья.

“Время” вот уже четвертый год следит за тем, как разворачиваются события вокруг реконструкции-модернизации плотины №87 на канале Иртыш-Караганда, на которую в свое время было выделено более 6 миллиардов тенге.

Стоит напомнить эту неординарную и очень подозрительную во всех смыслах историю. В 2018 году (тогда было принято решение модернизировать стратегически важный объект) Владимиру Трашину и его команде как генподрядчику удалось доказать никчемность подводного бетонирования плотины, на что заказчик - “Казводхоз” - планировал затратить 100 миллионов тенге (см. “Второй круг по воде”, “Время” от 9.12.2021 г.). Тот финт с цементом можно сравнить с нынешней безуспешной попыткой борцов с паводками остановить бурлящие потоки мешками с песком. Но самое главное - Трашин исключил тогда из рабочего проекта забивку шпунта на верхнем откосе плотины, что с высокой долей вероятности могло привести к ее прорыву. И приступил к такой модернизации объекта, каковой она, убежден профессионал, и должна быть.

Затаивший обиду заказчик в 2021 году взял и расторг договор с генподрядчиком, обвинив последнего в некачественной работе. К тому времени компания Трашина на собственные 2,2 миллиарда тенге уже выполнила 70 процентов объема работ по укреп­лению плотины (см. “Плотинный омут”, “Время” от 8.2.2023 г.),и три судебно-строительные экспертизы подтвердили высокое качество сделанного. Более того - даже специалист, привлеченный “Казводхозом”, дал заключение о повышении коэффициента устойчивости еще не до конца отремонтированной плотины с изначальных 0,8 до 1,53. Этот показатель, кстати, даже больше нормативного значения по СНиПам в 1,21. И суды - сначала первой инстанции, а затем и апелляционной - признали правоту опытнейшего энергетика страны и незаконность расторжения с его компанией договора.

Но заказчик не думал сдаваться (см. “Казводхоз” неверующий”, “Время” от 6.6.2023 г.). В результате Генпрокуратура внесла протест на уже вступившие в силу решения предыдущих судов, а Верховный суд вернул дело на новое рассмотрение. Причем четвертая по счету экспертиза выполненных компанией Трашина работ по требованию ВС должна была быть государственной. Но “Казводхоз” проигнорировал это указание, обратился к частным экспертам и в итоге получил нужное ему экспертное заключение, на основе которого суд за одно короткое слушание, невзирая и на предыдущие экспертизы, и на гео­физическое исследование (а его сфальсифицировать невозможно), принял сторону “дочки” Мин­экологии и природных ресурсов.

Но и Трашин твердо стоит на своем: в суд уже подана апелляционная жалоба. Не говоря уже о том, что за годы противостояния с “Казводхозом” он написал более 160 писем: заказчику, требуя исправить ошибки в проекте, обеспечить строительство авторским и техническим надзором; в госорганы, призванные бороться с коррупцией, сообщая о фактах приписок на объекте, о несуществующих директорах управленческих организаций…

Упертость Владимира Трашина понятна и вполне объяснима. Это он прокладывал подземный коммуникационный тоннель под Иртышом в рамках строительства японцами подвесного моста в Семее. При этом нужно было учитывать 12 мощных тектонических разломов. Иностранцы не согласились на предложенный Трашиным вариант железобетонной обделки тоннеля, чтобы избежать его затопления, и так оно в итоге и случилось… Это он возводил подземные сооружения и обустраивал противофильтрационную завесу в ходе строительства Камбаратинской ГЭС-2 на реке Нарын в Киргизии. И таких “это он” за 58 лет гидротехнического стажа - сотни.

Несмотря на свой солидный возраст, Владимир Трашин до сих пор работает и готов делиться своими знаниями. Именно такие специалисты нужны сейчас Казахстану, чтобы привести в порядок дышащее на ладан гид­ротехническое хозяйство страны, чтобы впредь справляться с любыми паводками. Чтобы не утопали дома казахстанцев по самые крыши.

Но, похоже, кому-то очень не­удобен Владимир Трашин со своей принципиальной честностью. Кому - “Казводхозу” или кому-то еще повыше? И почему никак не реагируют на обращения опытного специалиста борцы с коррупцией и финансовыми махинациями? Если он зря клевещет - скажите об этом, объясните. Игра в молчанку, как показывают сегодня события на гидроузлах страны, к добру точно не приведет. В том числе, думается, и на канале Иртыш-Караганда - плотина ждать не будет.

Ирина ВОЛКОВА, фото из личного архива Владимира Трашина, Павлодар

Поделиться
Класснуть