2930

Место сбора изменить нельзя!

Обитатели “каменных джунглей” в Алматы борются за сквер, в котором они видят их единственное спасение при землетрясении

Место сбора  изменить нельзя!
Сотрудники ДЧС вынуждены были согласиться, что у этих алматинцев их сквер - единственное “убежище”.

Эта территория действительно единственное место сбора при землетрясении для 6000 человек. Прошедшая в воскресенье сейсмотренировка наглядно продемонстрировала: больше жителям этого микрорайона негде пережидать подземные толчки. Пока они добегут до ближайших пунктов сбора, их завалит высотками: здесь построено как минимум семь жилых комплексов.

Два сильных землетрясения в этом году напомнили алматинцам, что они живут в сейс­моопасном регионе. Поэтому к опасности лучше подготовиться заранее. Вот и пригласили жители нескольких ЖК в выходной день сотрудников ДЧС. А заодно и решили старую наболевшую проблему...

Подъехала машина с включенной сиреной. Не все знали о сейсмотренировке, несмотря на объявления в домовых чатах. Но паники не допустили - после сирены зазвучал заранее записанный голос: “Уважаемые граж­дане! Проводится учебная сейс­мотренировка”.

Жители района - а это более 100 человек - вышли из своих домов и сразу направились в сквер на улице Сатпаева, чуть выше Центрального стадиона. Не было необходимости уточнять, куда именно, потому что это единственное место сбора при ЧС. Сквер расположен в квад­рате улиц Маркова - Сатпаева - Минина - Байтурсынова. В этом районе помимо старых советских высоток расположено несколько крупных жилых комплексов. Только в одном ЖК “Бухар Жырау Тауэрс” четыре 22-этажных блока на 530 квартир. В каждой из них проживают по три-четыре человека. В ЖК “Мечта на Минина” - 13 этажей и 270 квартир. И таких новостроек в районе как минимум семь.

Наша газета сообщала о том, как сражались за этот сквер. Именно здесь компания BI Group два года назад планировала возвести еще один жилой комплекс, который бы состоял из шести 12-этажных зданий. Бывший руководитель управления городского планирования и урбанистики Алмасхан АХМЕДЖАНОВ (сейчас он находится под следствием) два года назад рассказывал, что эта территория никогда не принадлежала городу: раньше тут был частный сектор, а позже владельцы участков продали их застройщику. Акимат только разводил руками (см. “Место спора”, “Время” от 22.2.2022 г.).

Однако упорная борьба жителей принесла свои результаты. Они буквально ложились под бульдозеры, останавливали строительные работы, заваливали письмами всевозможные компетентные органы. К тому же аким Алматы Ерболат ДОСАЕВ уже успел прославиться тем, что возвращает земли, проданные еще до него, в собственность города. Так получилось и тут: 12 июля прошлого года акимат постановил принудительно изъять земельный участок по улице Сатпаева площадью 1,7847 га для госнужд.

Правда, в постановлении акимата сказано: “Для строительства объектов общего пользования (театр)”. Дата принудительного отчуждения - до 31 декабря 2024 года. То есть у жителей есть еще время оспорить целевое назначение территории. Кстати, участок не просто так возьмут и заберут. Согласно Земельному кодексу за него положена компенсация бывшему собственнику - ТОО “BI Realty Almaty”. После изъятия территория будет на балансе управления государственных активов Алматы.

Жители района против любого строительства на этой земле. Сейсмотренировкой они хотели показать властям, что сквер должен оставаться сквером. Тем более в нынешнем контексте, когда Алматы так часто трясет.

Старший офицер управления ДЧС Бекболат БУГАБАЕВ, построив жителей полукругом и раздав памятки, напомнил прос­тые истины, которые помогут сохранить жизнь во время подземных толчков.

- Землетрясение лучше переждать дома тем, кто проживает выше первого этажа. Уже сейчас вы должны определить безопас­ные места в квартире: несущая стена с угловым проемом, где рядом нет мебели, места под ригелями, балками. Посмотрите документы на квартиру: несущая стена в техпаспорте обозначена жирной линией. Как только толч­ки заканчиваются, можно эвакуи­роваться, - пояснил спасатель. - Тот, кто проживает на первом этаже, может выбегать, но необходимо прикрывать голову, потому что с крыши могут упасть различные предметы. А лестничный пролет считается самым уязвимым, потому что он начинает складываться.

Бугабаев напомнил, что во время землетрясения до 6-7 баллов в основном люди получают серьезные травмы именно от падающих предметов - шкафов, телевизоров, которые не закреп­лены. К тому же габаритные вещи загромождают путь к выходу. Поэтому всю мебель, которая находится дома, необходимо закрепить Г-образными уголками к стенам. Это так называемое не­структурное сейсмоусиление.

- А можно ли после первых толч­ков спуститься в подземный паркинг, завести машину и уехать? - задала вопрос женщина из толпы.

- Многие люди думают: во время землетрясения меня спасет паркинг, подвальное помещение, станция метро, бомбоубежище… Это не так. Во время землетрясения наиболее безопасное место - открытая площадка, парки, скверы подальше от высотных зданий, чтобы во время землетрясения на вас ничего не упало, - пояснил Бугабаев.

- На какое расстояние нужно отходить от высотных зданий? - поинтересовалась я.

- Хотя бы наполовину от высоты здания. Если у вас 10-этажный дом и каждый этаж примерно три метра, значит, здание высотой примерно 30 метров. То есть нужно отойти хотя бы на 15 метров, - пояснил он.

И напомнил, что на территории Алматы расположено 384 пункта приема пострадавшего населения: школы, детсады, стадионы и так далее. Там будет обеспечен запас еды, воды, одежды, спальных мест.

- Должны же быть предусмотрены островки спасения возле каждого дома, хотя бы по микроучастку, место сбора, чтобы переждать толчки. И такое место у нас есть, это наш сквер, - резонно заметила жительница “Бухар Жырау Тауэрс” Лейла ФАР­ЗАЛИЕВА.

Она поделилась своей историей во время последнего землетрясения. Семья Фарзалиевой рискнула и спустилась на лифте, хотя это тоже опасно. Бабушка не смогла бы пройти все 17 этажей по лестнице. Во дворе было большое скопление людей, а нужно было выбежать за его пределы. Мешали припаркованные машины, ими было все забито. Дороги там очень узкие, односторонние. Образовалась большая пробка.

Пенсионерка Светлана СЕРИКБАЕВА рассказала, что была в Армении во время разрушительного землетрясения. Тогда они жили не в самом Спитаке, который был разрушен от подземных толчков, а в соседнем городе. И хорошо помнит его последствия.

- Здесь у нас каменные джунг­ли. Если будет разрушительное землетрясение, то мы даже не дойдем до школы, нас завалит. А к завалам спасатели могут добираться несколько дней, - пояснила пенсионерка.

Сама она проживает в жилом комплексе на 11-м этаже. Первое землетрясение в этом году переждала дома. А после мартовского вышла в этот самый сквер и долго не заходила обратно.

- Парадокс: раньше мы защищали участок от застройщика, теперь мы защищаем землю и деревья от акимата. Зачем нам тут театр?! Неужели других мест нет? - спросила жительница ЖК “Мечта на Минина” Сауле АХМЕТОВА.

Тем временем жительница “Бухар Жырау Тауэрс” Динара КЕНЖЕГУЛ подсчитала: здесь проживают более шести тысяч человек.

- Рядом, выше микрорайона “Коктем”, строили молодежный театр, но так и не достроили. В этом районе нехватка 2000 ученических мест. В чем необходимость строительства здесь теат­ра? - задала она тот же вопрос.

По словам Кенжегул, жители даже готовы нести расходы по его благоустройству и уже делают это: пересчитали и побелили все деревья (а их оказалось более 500), срезали ветхие, трухлявые насаждения, очистили территорию от мусора.

Теперь, после прошедших землетрясений, у жителей района возникла новая идея: установить в сквере специальную табличку с надписью “Место сбора при землетрясении”, а еще - контейнер. В нем жители района хотят хранить термоодеяла, сухпайки, медицинские аптечки, которые сами же и закупят на свои деньги. Но вот вопрос: а должно ли быть какое-то разрешение?

- Если земля городская, то разрешение дает только акимат, - пояснил представитель ДЧС. - Мы доведем пожелания жителей до руководства.

- А может ли МЧС дать рекомендацию, что это единственная открытая площадка для сбора и тут нельзя ничего строить? - поинтересовалась Динара.

- Мы от себя можем написать рекомендательное письмо, но это решает только акимат, - заключил Бекболатов.

Екатерина ТИХОНОВА, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть