5646

Если вам не всё равно

5 июня в Казахстане впервые за последние 27 лет пройдет референдум, в ходе которого гражданам предстоит сделать выбор в пользу изменений в Конституцию либо проголосовать против них. В чем суть этих поправок? Как они повлияют на жизнь народа? Как изменится государственное устройство республики?

Если вам  не всё равно

На референдуме гражданам выдадут бюллетень всего с одним вопросом: “Принимаете ли вы изменения и дополнения в Конституцию, изложенные в проекте закона “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан”, опуб­ликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года?”

Предлагается внести поправки в 33 статьи Основного закона. Голосовать нужно “оптом”: либо все одобрить, либо все отклонить.

Самое важное

Мажилисмен Айдос САРЫМ в разговоре с нашим корреспондентом изложил свое видение наиболее значимых конституционных изменений:

- ”Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осущест­вляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом”.

В прежней формулировке земля и все природные ресурсы находились в государственной собственности. Новая норма повлечет кардинальные изменения в Экологическом кодексе, Кодексе о недропользовании. Любой экологически значимый проект будет обсуждаться с местным населением. У нас в стране есть очень много проектов, принятых ранее решений, которые требуют пересмотра с учетом общественного мнения и социальной ответственности бизнеса. Наряду с этим будет повышена ответственность за загрязнение окружающей среды.

В обществе есть заблуждение по поводу того, что наша страна огромная и всем хватит по десять соток земли, свыше 4 млн граждан претендуют сегодня на земельные участки. Но ведь люди хотят получать их вокруг больших городов, никто не поедет в глубинку, где есть километры свободной земли. Эта коллизия также нуждается в дополнительных законодательных поправках.

- “Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь запрещается”.

Вся идеология законотворчества, ратифицируемых государством международных соглашений направлена на увеличение ценности человеческой жизни. Процесс мирового законодательства идет к тому, чтобы постулировать эту норму, сделав ее фундаментальной. Остается большим вопросом, что страшнее для человека: лишиться жизни или свободы на всю жизнь. К тому же применить смертную казнь можно и в результате судебной ошибки. Если идти на поводу у разгневанной общественности, то можно далеко зайти. Поэтому лучше отдать этот вопрос на откуп правосудию, нежели решать его камнями и палками.

- “На период осуществления своих полномочий президент не должен состоять в политической партии”.

До сих пор у нас была лидероцент­ричная партия. Партия должна стать сильным институтом, который может добиваться целей без авторитета президента. В Amanat сейчас около миллиона человек, но в стране 19 млн человек, и глава государства является гарантом прав и свобод для всего народа. Этот баланс должен обеспечиваться на уровне акимов больших регионов, которых будет предлагать президент. Все остальные уровни будут избираемы.

- “Председатели и судьи Конституционного суда, Верховного суда и иных судов, председатели и члены Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты, военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии”.

Конституционные изменения предполагают серьезную трансформацию партийного, выборного законодательства. По сути, мы становимся страной, в которой перманентно проходят те или иные выборы. Соответственно, партии, политически активные субъекты получат возможность влиять на власть. Будут созданы совершенно новые правоотношения, и лица, которые занимаются правосудием, госаудитом, не будут иметь каких-то политических предпочтений.

- “Мажилис состоит из 98 депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом по смешанной избирательной системе”.

У нас в обществе у некоторых сложилась иллюзия: мол, я известный человек, у меня миллион подписчиков в Instagram - я готовый депутат. Это надо забыть. Одномандатниками могут быть, к примеру, местные представители бизнеса, элиты, которых поддерживает местное население. В одном мажоритарном округе проживает примерно 250 тыс. взрос­лого населения - попробуй заручись их поддержкой! Чтобы набрать необходимое количество голосов электората, нужны большие политические стратегии. То же самое касается партий.

В стране свыше 6 тыс. аулов, в которых будут проходить выборы местных советов, 216 районов, порядка 70 городов, и везде серьезная политическая партия должна иметь свое представительство, только тогда она может претендовать на власть. Партия должна иметь весомый аппарат, активистов, наблюдателей и за счет этого обеспечивать полную представленность в парламенте и маслихатах.

- Вместо Конституционного совета создается Конституционный суд.

В создаваемый судебный орган сможет обратиться каждый гражданин, чтобы обжаловать указ президента, постановление правительства, норму законопроекта или решение акима. Это важный шаг в сторону обеспечения баланса между ветвями власти. Я уверен: в будущем в Конституционном суде возможны ситуации, когда парламент будет судиться с правительством и другими субъектами.

- Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета будет реорганизован в Высшую аудиторскую палату.

Депутаты сегодня не могут пригласить в мажилис того или иного акима, чтобы спросить, что у него творится в городе. У маслихатов нет инструментов, чтобы влиять на бюджетные процессы. Высшая аудиторская палата будет рассматривать все бюджетные отношения. Этот орган должен докладывать о качестве бюджетного планирования и об исполнении бюджета. Тогда не будет случаев, когда в одном районе строят школу за 5 млрд тенге, а в другом - за миллиард.

- Статус и полномочия первого президента - Елбасы исключаются из Конституции. Отменяется конституционный закон о первом президенте.

Первый президент формально ничем не отличается от третьего, десятого или двадцать восьмого. Да, это высшее должностное лицо, защищаемое охраной, имеющее определенное социальное обеспечение. Но каких-то оговоренных в Конституции привилегий быть не должно.

- Вот еще несколько важных конституционных поправок:

- “близкие родственники президента не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударст­венного сектора”;

- “уполномоченный по правам человека в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений”;

- “акимы областей, городов респуб­ликанского значения и столицы назначаются на должность президентом республики с согласия депутатов мас­лихатов, расположенных на территории области, или депутатов маслихатов городов республиканского значения и столицы соответственно. Президент предлагает не менее двух кандидатур, по которым проводится голосование”.

Право голоса

Принять участие в референдуме казахстанцы смогут с 7.00 до 20.00 по местному времени, если территориальная комиссия не установит иное время.

Участвовать в плебисците могут граждане, достигшие 18-летнего возраста. Не имеют права голоса лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В списки акиматы включают граждан, зарегистрированных по месту проживания на территории соответствующих избирательных участков. С этими списками можно ознакомиться уже с 20 мая, проверив корректность данных. Если вы обнаружите ошибку, неточность или вовсе отсутствие сведений о себе, то можете обратиться с заявлением в участковую комиссию референдума. Там же до 18.00 4 июня можно получить открепительное удостоверение, чтобы проголосовать на другом участке по месту фактического пребывания.

Для казахстанцев, находящихся за рубежом, избирательные участки для голосования на референдуме создадут в 51 стране. В списки для голосования включат всех граждан, находящихся в длительных загранкомандировках.

Прибывших в другое государство по частным приглашениям, в служебные, деловые или туристические поездки включат в список при обращении в участковую комиссию.

Никаких исправлений!

По словам заместителя председателя Центральной комиссии референдума Константина ПЕТРОВА, бюллетень должен быть заполнен в кабине для тайного голосования. Каждый заполняет его лично.

- Один вопрос - два варианта ответа. Надо выбрать и поставить одну отметку - можно галочку, плюс, крестик, можно обвести. Но волеизъявление должно быть понятно. Не допус­кается проставление отметок карандашом, а также внесение в них каких бы то ни было исправлений, - пояснил Петров.

Он также отметил, что признаются действительными, но не учитываются при подсчете голосов бюллетени, в которых отмечены все варианты ответов. А недействительными - бюллетени, в которых отметка поставлена карандашом, имеет следы подчистки или иного способа подделки.

Референдум признают состоявшимся, если в нем примут участие более половины граждан, включенных в списки для участия в референдуме.

На проведение республиканского референдума выделили 16,4 млрд тенге, почти 80 процентов этой суммы потратят на оплату труда членов комиссий.

Комментарий в тему

Камила СМАГУЛОВА, исследователь общественного фонда PaperLab:

- Участие в референдуме - это возможность за­явить, что “мне не все равно”. Дополнения в Конституцию взаимосвязаны и подчинены единой цели, в частности созданию правовой базы для расширения участия населения в управлении государством. Придя на референдум, казахстанцы могут выразить свою гражданскую позицию. Однако проблемой является то, что на референдуме гражданам дают лишь один вопрос и категоричные варианты выбора за или против за весь пакет поправок.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть