5456

Секретно-инертные материалы

Почему в АО “НК “КазАвтоЖол” за полтора месяца так и не придумали, что ответить газете “Время”?

Секретно-инертные материалы

В конце ноября в нашей газете была опубликована статья, посвященная строительству долгожданной трассы Нур-Султан - Алматы и неожиданно возникшим проблемам на участке Курты - Бурыбайтал, что в Мойынкумском районе Жамбылской области. Именно здесь один из подрядчиков, возможно, нарушил закон при добыче так называемых инертных материалов - грунта, гравия и других стройматериалов. В результате департамент полиции зарегистрировал уголовное дело по статье 334 (“самовольное пользование недрами”), и следствие проверяет причастность к этому преступлению сотрудников турецко-казахстанской компании “СП “Сине Мидас Строй”. Ущерб, нанесенный экологии при незаконной добыче инертных материалов, превышает 3 миллиарда тенге. Но это еще не все: есть подозрения, что иностранцы, строящие дорогу между двумя крупнейшими городами Казахстана, могли использовать грунт, добытый на территории природного заказника “Жусандала” (см. “Докопались до заповедника”, “Время” от 21.11.2019 г.)!

Стоит вкратце напомнить суть материала: дорогу на участке Курты - Бурыбайтал строит ТОО “СП “Сине Мидас Строй”. При этом грунт и другие инертные материалы турецко-казахстанская фирма брала на пяти карьерах, принадлежащих ТОО Pro Building. В результате было заведено уголовное дело, что в своем блоге подтвердил министр внутренних дел Ерлан ТУРГУМБАЕВ. Когда редакция обратилась в ТОО Pro Building за разъяснениями, нам прислали развернутый комментарий: компания никому добывать грунт не разрешала, общий объем вывезенных материалов приблизительно равен миллиону кубомет­ров, а ущерб, нанесенный природе, оценивается в 3,2 миллиарда тенге. Также нам любезно сообщили, что, после того как на карьерах выставили охрану, сотрудники СП “Сине Мидас Строй” перегнали технику на территорию природного заказника “Жусандала”, где продолжили добычу инертных материалов. То есть пока расследуется уголовное дело, дорогу продолжают строить из грунта неизвестного происхождения!

Прошло почти два месяца, и мы решили узнать, как же продвигается расследование по делу о незаконной добыче недр в Мойынкумском районе. Редакция направила ряд запросов в госорганы, и нам оперативно предоставили ответы.

Первыми отчитались сотрудники департамента полиции Жамбылской области. Заместитель начальника Темирбек ОРАЗЫМБЕТОВ сообщил, что для обеспечения полноты и всесторонности досудебное расследование принято в производство старшего следователя по особо важным делам следственного управления ДП Жамбылской области майора полиции ЖАНАБАЕВА Р. Б.

Также господин Оразымбетов уточнил, что в рамках расследования проверяется причастность сотрудников ТОО “СП “Сине Мидас Строй” не только к незаконному забору инертных материалов в заповедной зоне “Жусандала”, но и к самовольному использованию недр! Получается, перед следствием поставлены два вопроса: подтверждается ли факт вывоза инертных материалов с карьеров, принадлежащих ТОО Pro Building, и не пострадал ли заповедник, где также могла быть незаконная добыча грунта?

Что особенно важно, корреспонденту “Времени” позвонил сам следователь, занимающийся этим делом, и сообщил, что, как только будет принято процессуальное решение, он направит в редакцию дополнительную информацию. Полицейские, судя по всему, настроены довести это расследование до логического конца. По всей видимости, начальник департамента Арман ОРАЗАЛИЕВ держит вопрос на личном конт­роле. Ведь госорганы - и полиция, и прокуратура, и акимат - должны быть заинтересованы в том, чтобы виновные были наказаны, а нанесенный природе ущерб возмещен.

Еще редакция направила запрос в Министерство индустрии и инфраструктурного развития, чтобы выяснить, как в целом идет строительство республиканской трассы и знают ли в правительстве о скандале на участке Курты - Бурыбайтал. И здесь ответ пришел весьма оперативный и подробный. Вице-министр Берик КАМАЛИЕВ объяснил, кто за какой участок отвечает и как это все контролируется чиновниками. В двух словах ситуация следующая: отставания от графика работ нет, подрядчиками являются исключительно иностранные компании (китайская, азербайджанская и итальянско-турецкая, часть которой - ТОО “СП “Сине Мидас Строй”), а за технадзор отвечают также итальянцы. Контролирует же ход работ и представляет заказчика на местах национальная компания “КазАвтоЖол”.

Разумеется, мы не могли обойти стороной “Каз­АвтоЖол” и направили туда запрос еще 29 ноября. Председателя правления Улана АЛИПОВА мы спросили, проводилась ли проверка по фактам, изложенным в статье “Докопались до заповедника”, оплачена ли работа “Сине Мидас Строй” на данном участке и что делать, если вдруг выяснится, что при строительстве дороги использованы незаконно добытые инертные материалы?

С тех пор прошло более полутора месяцев, но Улан Токтарбаевич так и не удосужился прислать свой ответ. То есть у вице-министра Камалиева и у полковника полиции Оразымбетова время есть, чтобы отвечать на запросы журналистов, как того требует действующее законодательство, а председатель правления “КазАвтоЖола” плевать хотел на закон “О средствах массовой информации”, согласно которому он должен был прислать письменный ответ в течение семи рабочих дней.

Конечно, мы сначала не поверили, что такое возможно, и забес­покоились: может быть, запрос потерялся и не попал на стол к руководству столь важного предприятия? Но в пресс-службе “КазАвтоЖола” нас заверили, что бумага пришла, есть номер входящего письма, даже ответ подготовлен, но еще не подписан. 2 января нам любезно сообщили, что шеф вот-вот вернется из отпуска и все подпишет. Прошло еще две недели - Улан Токтарбаевич, видимо, по-прежнему отдыхает. Ну не будем ему мешать...

Стоит ли удивляться, что при таком “контроле” иностранные подрядчики могут позволить себе любые вольности? Одним заповедником больше, одним меньше…

Получили мы обратную связь и от СП “Сине Мидас Строй”. Корреспонденту “Времени” позвонил на мобильный телефон человек, представившийся юристом по имени Кайрат. Он заявил, что мы нанесли урон деловой репутации предприятия и будем за это отвечать. Поживем-увидим.

А еще турецко-казахстанская компания попыталась решить проб­лему с карьерами с помощью Фемиды. Сразу после выхода статьи фирма обратилась в межрайонный экономический суд Жамбылской области, требуя признать незаконными действия управления природопользования, выдавшего лицензии на разработку карьеров ТОО Pro Building. Но иск был отклонен: мол, чиновники действовали в рамках закона, разрешая добычу инертных материалов в оговоренных местах. Но добывать грунт, гравий и все остальное разрешено лишь ТОО Pro Building. На “Сиде Мидас Строй” это разрешение не распространяется, что и подтвердило судебное решение. Неужели турецкие менеджеры не знают, что разрабатывать карьеры можно только законным владельцам, а не всем желающим?

И вот что самое интересное: в своем иске “Сиде Мидас Строй” указывает, что АО “НК “КазАвто­Жол” требует переоформить карьеры на турецко-казахстанскую компанию. Получается, руководство “КазАвтоЖола” поддерживает иностранцев, поэтому и не удосужилось ответить на запрос журналистов?.. Конечно, это очень странная ситуация.

Газета “Время” будет и дальше следить за развитием событий в Мойынкумском районе Жамбылской области.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть