1910

Не прячьте ваши слёзы!

Оперный театр им. Абая, несмотря на карантин, подарил публике уникальную премьеру - монооперу Григория ФРИДА “Дневник Анны Франк”.

Не прячьте ваши слёзы!

Это было принципиальное решение, ведь спектакль предполагалось посвятить именно 75-летию Победы. Задача и без самоизоляции оказалась невероятно сложной и амбициозной. Здесь необычно все: сам жанр монооперы (то есть драматическое произведение с единственным исполнителем), тяжелая тема и совершенно непривычная музыка. Еще когда опера только-только появилась в планах театра, меломаны были удивлены и с волнением ожидали премьеры.

- Спектакль наверняка будет любим нашими зрителями, - рассказывает директор театра Ая КАЛИЕВА. - И не только потому, что это крайне редко исполня­емое произведение на территории стран постсоветского пространства, но и потому, что по замыслу режиссера это будет иммерсивный спектакль, больше похожий на театральный квест. Зрители будут с самого начала вовлечены в представление и в любой момент смогут стать участниками происходящего действа.

По крайней мере, так задумал приглашенный из России режиссер Алексей СМИРНОВ.

История дневников Анны Франк хорошо известна: это записи, которые вела еврейская девочка с 12 июня 1942 года по 1 августа 1944-го в период оккупации Нидерландов нацистами. Во время ареста семьи дневник был чудом сохранен, и отец Анны нашел его уже после освобождения. К тому времени Анна умерла от тифа. Дневник стал основой нескольких фильмов, сериалов, графического романа, мультфильма и монооперы.

Стоит оговориться, что к Дню Победы была подготовлена видео­запись концертного исполнения. Собственно оперу мы увидим только осенью. Ведь из-за карантинного режима не смог приехать режиссер-постановщик, и артисты лишь успели познакомиться с постановочной командой. Они сами пока еще не знают все фишки и неожиданные приемы, которые готовятся для вовлечения зрителей в действие спектакля. Все эти сюрпризы впереди.

Пока исполнительницы партии Анны Франк Венера АЛПЫСБАЕВА и Надия НАДЕНОВА добросовестно выучили свои роли и в дистанционном режиме отрепетировали их с концертмейстером Гульнар ЖИДИЛОВОЙ. Они встретились лишь на записи концертного варианта.

Сорокаминутное произведение было поделено на две части, чтобы обе исполнительницы смогли принять участие в посвящении Победе. Мы связались с Венерой, чтобы узнать, насколько сложно было работать над подобным материалом.

- Очень сложно! - признается вокалистка. - Причем предельно сложен не только музыкальный материал - оказалось очень трудно и психологически. Бывали моменты, когда я просто закрывала партитуру, откладывала ее и думала: все, я больше не могу это делать.

Для Венеры это не первое обращение к редкому жанру моно­оперы.

- Музыка совсем не похожа на мелодичные образцы классической оперы, где солиста поддерживает оркестр. Здесь иногда просто не на что опереться. Но, с другой стороны, в этом произведении главное - передать текст. Мы исполняем оперу на русском языке, и очень важно показать переживания 14-летнего ребенка, от этого отталкивался композитор. Поэтому такая необычная музыка. Иногда пение переходит в крик, иногда спазмы сжимают горло, потому что подступают слезы.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено пресс-службой Театра им. Абая, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее