2366

Маркировка обуви. Первые шаги к качеству

«Берите эти сапоги, они фабричные, не пожалеете». Это самая распространенная мотивация, которую можно услышать от продавцов обуви. Но зачастую заверения в качестве и долговечности товара не оправдываются.

Маркировка обуви. Первые шаги к качеству

Ботинок хватает лишь на сезон или их приходится часто латать в мастерской. Увы, но почти половина, а точнее 48,5% от всего объема обуви, которая завозится в Казахстан, приходится на контрафакт. Как при таком ассортименте кустарщины найти добротную продукцию?

Знаком качества станет особая метка, а точнее - цифровая маркировка. О готовности к таким нововведениям рассказали участники рынка и специалисты курирующих ведомств.

Цифровая маркировка заключается в нанесении стикера или этикетки с особым кодом - Data Matrix - на обувь, товарный ярлык или саму упаковку. Эта метка сможет рассказать о товаре многое: географию производства, название завода-изготовителя, серийный номер. Просмотреть данные о продукции смогут не только сами импортеры, но и покупатели. При помощи мобильного приложения Naqty Onim они смогут отсканировать код и проверить продукцию на легальность.

Долго искать обувь с цифровой меткой не придется. Уже с ноября этого года импортеры обязаны завозить в страну только маркированный товар. Розничной торговле до апреля следующего года дается время на то, чтобы распродать продукцию из старых запасов, после на нашем рынке будет продаваться только оцифрованный ассортимент.

И если потребитель к таким изменениям давно готов, то у оптовых байеров возникает ряд вопросов. Во-первых, как, кем и где будет наноситься цифровая метка? Маркировать обувь может и сам производитель. Центр развития цифровой экономики уже переговорил с представителями 45 зарубежных заводов, которые выпускают обувь для нашей республики. Среди них - фабрики Китая и Турции, небольшие объемы завозятся из Италии. Такой вариант, конечно, удобен для импортера, считает директор ТОО «СВХ «Алатау» Зоя Замащикова, но должна быть и альтернатива.

- Если говорить об импорте из Европы, придет к нам обувь из Италии или Франции, но там всего, допустим, 100 пар. То, конечно, заводу делать маркировку небольшого объема неинтересно. Китайские заводы готовы за это взяться, потому что партии на продажу большие. Но я много лет работаю с товарами из КНР и могу сказать, что производители, возможно, из-за большого объема работы, не всегда внимательно относятся к маркировке. Они могут маркировку для ботинок разместить на туфли. Поэтому пока эти нюансы исчезнут, я думаю, импортеры захотят проводить маркировку на таможенных складах в Казахстане, - рассказывает директор Зоя Замащикова.

Альтернатива у импортеров есть. Они могут воспользоваться услугами маркировки и на таможенных складах республики. Их владельцы сейчас получают всю необходимую информацию по внедрению такой услуги. Во встречах с представителями департамента госдоходов и АО «Казахтелеком», который является Единым оператором маркировки, активно участвуют и менеджеры складов временного хранения. Эти объекты предприниматели чаще всего используют в логистике импортного товара. Поэтому СВХ тоже могут получить статус таможенного склада и организовать цифровую маркировку продукции.

- Учитывая сложившуюся логистику импортеров и процессы импорта обуви в РК, при обращении владельцев СВХ в таможенные органы (ДГД) на получение статуса таможенных складов с целью маркировки обувных товаров таможенные органы (ДГД) готовы рассмотреть соответствующие обращения. Все требования к таможенным складам отражены в статье 510 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК». Заявления владельцев СВХ будут рассмотрены в течение 10 рабочих дней, - отметила главный эксперт управления администрирования таможенных процедур и очистки КГД МФ РК Айгуль Никамбаева.

Пока на запуск услуг по цифровой маркировке обуви решились две компании из Алматы. Одна из них – ТОО «СВХ «Алатау». На его базе работают несколько складов – недалеко от Алматы и в городе. Сейчас эти объекты готовятся войти в реестр ТС. То есть здесь товар будет не просто храниться, но и здесь же будет наноситься цифровой код на упаковку пары обуви.

- У нас есть манипуляционный отдел, который может заниматься цифровой маркировкой. Мы впервые будем участвовать в таком проекте, пока идут организационные моменты, поэтому мы решили, что этой процедурой будет заниматься специальная компания. Их сотрудникам через департамент государственных доходов г. Алматы будут выписаны пропуски, чтобы они смогли заходить на территорию склада со своим оборудованием, необходимым для маркировки, - объяснила Зоя Замащикова.

Эксперты подсчитали, что расходы, связанные с маркировкой, для производителей и импортеров будут составлять 0,1%-2,5% от стоимости одной пары обуви. То есть на розничную стоимость изделия это повлияет незначительно, а вот ответственность за качество будет у производителя и импортера точно, а также будет широко поддерживаться потребителями, кто будет иметь возможность проверить подлинность приобретаемого товара.

Елена Бахарева, фото с сайта ekam.ru, Алматы

Поделиться
Класснуть