Справедливости ради
18 мая, на десятый день со дня гибели в громком ДТП карагандинца Евгения ТОКМАКОВА (см. «Рулите — и обрящете», «Время» от 15.5.2014 г. ) его родственники и друзья собрались на месте аварии и созвали журналистов, чтобы через СМИ обратиться к главе государства Нурсултану НАЗАРБАЕВУ. По их мнению, справедливое расследование скандального происшествия возможно только при контроле со стороны главы государства.
Напомним, 8 мая около 4 часов утра в Караганде на 15 магистрали столкнулись служебная «нива» Евгения Токмакова и «субару», в которой находились жители Астаны Диас АЖИГАЛИЕВ и Меруерт ШАБАКБАЕВА — дочь зампреда республиканского финпола Марата ШАБАКБАЕВА. В результате ДТП молодые люди погибли, а девушка отделалась переломами ребер и сотрясением головного мозга. Токмаковы, ссылаясь на очевидцев, утверждают, что на водительском кресле иномарки была именно девушка. А ее спутник сидел рядом и принял на себя основной удар — потому что машину развернуло и в «ниву» она влетела правой, пассажирской стороной. Однако по официально озвученной версии полиции, Шабакбаева находилась на пассажирском сиденье. Из чего следует, что виновником столкновения стал покойный Ажигалиев. При этом правоохранители заявили, что другой версии они даже не рассматривают (см. «Мертвые не расскажут, следствие не покажет?», «Время» от 17.5.2014 г.). Эта однобокая позиция полиции и вынудила родных Евгения Токмакова обращаться за помощью к президенту.
- Если бы Шабакбаева сидела с правой стороны, она бы покалечилась и не выжила. Но ее там не было, поэтому она сейчас жива, - говорит отец погибшего Владимир Токмаков. - Это очевидные вещи! И свидетели это подтверждают. Они согласны давать показания только в суде. Потому что уже начались звонки, на них давят, обещают им проблемы устроить. Понятно, что начальник управления дознания ДВД области Канат ИСКАКОВ и пресс-секретарь ДВД Жанатай СЕМБЕКОВ на пресс-конференции озвучивали информацию, которую им «сверху» спустили. Дали им команду «замарафетить» дело, они ее исполнили. Но думаю, что у полиции не получится дело просто так закрыть.
- В первую очередь мы хотим, чтобы все было по закону, - присоединяется к разговору близкий друг погибшего карагандинца Улан РЫСПЕКОВ. - Мы пытаемся что-то доказать, но нас не слушают. Родители Диаса Ажигалиева, с которыми мы встречались, тоже не согласны с тем, что он виноват в этой аварии. Мы очень хотим, чтобы информация об этом ДТП дошла до нашего президента. Пусть он услышит, увидит нас и поможет разобраться в этом деле по справедливости. У нас хорошая страна, люди нормально живут. Но не может же быть так, что б действительно виновный человек остался безнаказанным? Почему у нас такая полиция, которая полтора суток скрывает от родственников факт гибели человека? Почему без проведения экспертиз и конкретных доказательств они определяют виновника трагедии?
Близкие Токмакова так же отмечают, что медики «скорой помощи», морга и областного медцентра, куда привезли Шабакбаеву, в беседах с ними отказываются называть свои фамилии. Из-за страха перед ее высокопоставленным отцом.
- В приемном покое она материлась, говорила чья она дочь и сразу заявляла, что ей ничего за это ДТП не будет, - рассказывает соседка Токмаковых, у которой Евгений вырос на глазах, Амака ЧАЧУ. - Разве таким людям все дозволено? Это ведь не курица умерла, не растение! Люди погибли! Пусть президент нас услышит! Ведь любой может пострадать в такой аварии, где родственник какого-нибудь чиновника будет лететь со скоростью 180 км/ч — и потом ему еще ничего не будет. Я не хочу, что б еще с кем-то такое случилось.
Между тем, к делу подключилось общество содействия автомобилистам «ОСА». Его руководитель Руслан ЛАЗУТА уже готовит официальные письменные и видеообращения по факту этого ДТП во все инстанции. Кроме того, в его адрес уже стали поступать первые фотоснимки, сделанные очевидцами после аварии. И он надеется, что это только начало.
- После того, как я посмотрел пресс-конференцию Искакова и Сембекова, хотел бы им пожелать: если у вас осталась честь и совесть — идите застрелитесь! - негодует Руслан Лазута. - Те вещи, которые они озвучили, можно расценивать как укрывательство преступления. Ни единой экспертизы в деле нет, зато они утверждают, что другой версии нет, кроме той, где Шабакбаева была на пассажирском сиденье. То, что происходит вокруг этого дела, косвенно подтверждает: здесь что-то не чисто. Если бы все, было так, как пытаются сейчас представить полицейские, то через полтора часа после аварии не приехали бы акиматовские машины-поливалки и не смыли бы с дороги следы ДТП. И информация о погибших так долго бы не скрывалась. Мое мнение, эту ситуацию может разрешить только «военно-полевой суд». К ответственности можно привлекать кучу народу, причастного к этому ДТП: работников акимата, медиков и, конечно же, полицейских. Ведь именно из-за подобных «движений» может грянуть социальный взрыв.
Родственники и друзья Евгения Токмакова заявили, что не дадут шумихе утихнуть до тех пор, пока не начнется справедливое расследование аварии. К слову, встреч с генералом Шабакбаевым у них больше не было.
- У меня остался номер его сотки. Я его набираю, но он отключен, - сообщил Владимир Токмаков.
Ирина МОСКОВКА, фото автора и анонимного очевидца, Караганда