Дяденька, дай миллиард!
В Петропавловске недавно окончено следствие по уголовному делу о самых масштабных хищениях государственных средств в Северо-Казахстанской области за все последние годы. Работники государственного учреждения “Отдел по сбору местных налогов акимата Петропавловска” обвиняются в том, что с 2003 года забирали себе часть денег от продажи разовых талонов на рынках Петропавловска. Сколько было украдено вообще - никому не известно, но, согласно материалам уголовного дела, состоящего из 450 томов, эта организованная преступная группа только в период с 2007 по 2011 год похитила 1 миллиард 25 миллионов 530 тысяч 221 тенге. А возглавляли эту организованную преступную группу, состоящую из инспекторов и кассиров, сначала начальник учреждения Еркын ЖУЛАНОВ, а после его перехода на работу в акимат области начальник отдела администрирования рынков Алим ШАЙМЕРДЕНОВ.
Впрочем, впервые эти два скромных чиновника стали героями газетных публикаций еще в середине лета 2009 года. Благодаря их усилиям сотрудниками КНБ в то время был задержан при получении крупной взятки тогдашний начальник областного департамента финансовой полиции.
- Это была планомерная разработка. Он был задержан с поличным в момент получения взятки в особо крупном размере - 120 тысяч долларов США. Подполковник полиции НОГАЕВ Султан Кемалович вымогал и получил эти денежные средства, а еще требовал у одного из руководителей местных исполнительных органов (Еркына Жуланова. - В.М.) выплачивать ему 10 тысяч долларов ежемесячно за невозбуждение уголовного дела за якобы совершенное хищение бюджетных средств, - с гордостью рассказывал тогда на брифинге сотрудник ДКНБ по Северо-Казахстанской области Жанат НУТПАЕВ.
При этом он оставил без комментариев вопросы журналистов о том, было ли на самом деле хищение денег, ведь Султан Ногаев никак не был похож на сумасшедшего, чтобы требовать такие огромные суммы от кристально честного чиновника, у которого их не может быть по определению.
Не меньше вопросов вызывали тогда и сами обстоятельства задержания, больше похожего на элементарную провокацию с подставой. Из показаний Султана Ногаева следовало, что в хищении денег, о котором он узнал от Еркына Жуланова, были замешаны очень большие люди. Ногаев уверял, что встречался с Жулановым по настоятельным просьбам бывшего председателя областного суда, занимавшего в ту пору должность председателя апелляционной коллегии, Бекета ТУРГАРАЕВА, который, по его словам, ссылался при этом на тогдашнего начальника ДКНБ области Нурлана КЫДЫРБАЕВА. Ногаев также уверял в суде, что денег не вымогал, а хотел выяснить схему хищений и круг лиц:
- Все объемы сбора налогов устанавливает это учреждение, оно как бы является посредником. Жуланов начал называть фамилии Серика Билялова (аким Северо-Казахстанской области. - В. М.), Каскина, его заместителя, других людей. Сказал, что я знаю, от кого он пришел, кто звонил, кто сидел. И сказал, что деньги передает начальник 5-го управления (ДКНБ по СКО. - В. М.) Алик Аширбаев. Он сказал: Алик.
Задержание Ногаева происходило весьма интересно. На представленной в суде записи, сделанной “заряженным” спецаппаратурой Жулановым, 120 тысяч долларов сначала принес и показал главному финансовому полицейскому области Алим Шаймерденов. На что Султан Ногаев ему сказал: “Забери это и уходи”, после чего тот и исчез вместе с деньгами. А потом зашел незваным, быстро положил деньги на стул с другой от Ногаева стороны стола, и тут же в зал ворвалась следственно-оперативная группа местных комитетчиков. 12 октября 2009 года по приговору суда Султан Ногаев получил 10 лет лишения свободы. Создается впечатление, что его таким образом попросту убрали, как только он заинтересовался золотым ручейком, текущим в карманы чиновников с рынков Петропавловска.
В том же году сотрудники прокуратуры области провели на рынках проверку с хронометражем и установили, что во время проверки денег от продажи разовых талонов отчего-то собирается в два раза больше, чем в другое время. Материалы были переданы в ДКНБ области, однако банда кассиров и инспекторов оказалась столь могущественной, что в возбуждении уголовного дела по этим фактам несколько раз было отказано, а потом и вообще все оказалось похороненным. Ну как тут не поверишь в высоких покровителей? Ведь без них простым госслужащим вряд ли удалось бы беспрепятственно воровать деньги на протяжении 8 лет, удачно обходя все проверки и ревизии.
Для возбуждения уголовного дела по этим фактам понадобилась настоящая спецоперация сотрудников финпола из Астаны, санкцию на проведение которой давал заместитель генерального прокурора страны Иоган МЕРКЕЛЬ. И что интересно, провели ее сразу же, как только бывший начальник областного ДКНБ Нурлан Кыдырбаев уехал из Петропавловска к новому месту службы. 4 ноября 2011 года в своем кабинете был задержан заместитель начальника ГУ “Управление по сбору местных налогов акимата Северо-Казахстанской области” Алим Шаймерденов вместе со старшим контролером Алматом РАХИМЖАНОВЫМ. Впоследствии они оба были арестованы и до сих пор находятся в следственном изоляторе. Всего в подозреваемых поначалу числилось несколько десятков сотрудников управления, однако инспекторы, продававшие талоны, так активно начали “колоться”, что почти все перешли в разряд свидетелей. Еркын Жуланов до задержания и возбуждения уголовного дела не дожил, скончавшись в прошлом году от сердечного приступа.
Между тем тайны и загадки в этом деле продолжают множиться. Например, Султан Ногаев на допросах показывал, будто бы Жуланов уверял его, что в течение 2008-2009 годов передавал одному из офицеров финпола по 10 тысяч баксов ежемесячно для передачи ему за покровительство. Но фамилию этого офицера так и не назвал. А вот Шалкар ОМАРОВ, муж обвиняемой Жумабике ОМАРОВОЙ, работавшей в управлении кассиром, рассказал следующее:
- Из четырех кассиров две женщины перешли в разряд свидетелей якобы за активную помощь следствию. Но моя жена три месяца ходила в финпол как на работу, помогая сверять подписи, проводить проверку документов, уличала инспекторов во лжи. Однако ей такую возможность раскаяться и перейти в свидетели, несмотря на все ее ходатайства, так и не предоставили. А вот кассир Венера БАЙТЕЛЕНОВА, которая всего три раза там появлялась, такой чести удостоилась. Может быть, потому, что у нее муж служит в областном департаменте финпола в звании полковника? У второй кассирши, Зауреш ТАСБУЛАТОВОЙ, также ставшей свидетелем, говорят, большая родня в КНБ есть…
И точно, как выяснилось, полковник финансовой полиции Сабит БАЙТЕЛЕНОВ до сих пор продолжает служить в должности начальника управления контрольно-организационной работы местного департамента финпола, и никаких вопросов к нему по поводу деятельности супруги у руководства отчего-то не возникает…
Сейчас обвиняемыми по делу проходят Алим Шаймерденов как руководитель ОПГ, старший контролер Алмат Рахимжанов, два кассира и три инспектора. Именно их и обвиняют в хищении миллиарда с хвостиком тенге. Правда, в материалах уголовного дела есть легкое упоминание и о покровителях: “Похищенные денежные средства, полученные в результате противоправной деятельности ОПГ, распределялись ее руководителями Жулановым Е.К. и Шаймерденовым А.Т. между соучастниками ОПГ в соответствии с исполнением их преступных ролей и другими неустановленными должностными лицами государственных органов СКО за оказание общего покровительства преступной деятельности ОПГ”.
И теперь все будет зависеть от показаний на суде самого Шаймерденова. Захочет ли он быть руководителем ОПГ, взять все на себя и получить по полной программе или все-таки расскажет, кому шла основная часть денег и кто были эти тайные покровители?
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail:mukomol@mail.kz