Невольник чести
Ранее дважды судимый житель Петропавловска Серик МЕНДЫБАЕВ, в очередной раз оказавшийся на скамье подсудимых за кражу, подал в суд иск о защите чести и достоинства. Не дожидаясь приговора суда, он хочет получить солидную сумму денег от газеты “Время” и автора этих строк за предание огласке истории, как хозяин обворованной квартиры получил 8,5 года лишения свободы, а обвиняемый в этой краже человек чудесным образом смог избежать ареста и до сих пор гуляет на свободе. Особую пикантность иску обиженного газетой истца придает то обстоятельство, что в это же самое время его приятели наперебой рассказывают в суде, как он подговаривал их принять участие в этом преступлении, совершал его и сбывал потом украденные вещи.
Напомним, летом этого года Алия БЕЙСЕНБИНА обратилась в корпункт газеты “Время” с историей, как год назад сразу после свадьбы ее разлучили с мужем. Согласно ее рассказу после бракосочетания молодожены с приятелями отправились в Боровое, а по приезде обнаружили пропажу вещей из квартиры почти на миллион тенге, о чем и написали заявление. Марат БЕЙСЕНБИН, проведя собственное расследование, установил, что кражу совершил его приятель Серик Мендыбаев, и поехал с двумя друзьями к нему с требованием вернуть вещи. В результате сам был арестован, а уголовное дело по краже чудесным образом зависло почти на год. Отец Марата Бейсенбина, бывший сотрудник органов внутренних дел Еркин БЕЙСЕНБИН, объяснял это тем, что, по его информации, Серик Мендыбаев являлся полицейским осведомителем и поэтому пользовался покровительством своих кураторов. А упек за решетку Марата Бейсенбина его давний знакомый, сам оказавшийся ранее судимым за кражу свиноматки, следователь Нурлан НАЗАРОВ. Из-за разразившегося скандала капитан Назаров вынужден был уволиться, но свой срок за похищение человека Марат Бейсенбин все же получил, а обвинение в совершении кражи Серику Мендыбаеву наконец-то было предъявлено (см. “Свинья из прошлого” и “Не судим, ибо судим”, “Время” от 12.7 и 9.8.2012 г.).
Вот только арестовать Серика Мендыбаева суд так и не дал, даже несмотря на то, что Алия Бейсенбина из-за его угроз угодила под программу защиты свидетелей. Не помогла и бумага начальника ДВД области Мурата УРУМХАНОВА в апелляционную коллегию суда, в которой он помимо прочего писал: “Преступление, совершенное Мендыбаевым С.Т., вызвало публикации в средствах массовой информации в отношении представителей власти, что негативно отразилось на правовом статусе сотрудника ОВД, в связи с чем прошу вас рассмотреть вопрос об отмене постановления, вынесенного судьей Петропавловского суда Тураровым Г.А. об отказе в санкционировании ареста обвиняемого Мендыбаева С.Т. и, учитывая, что им совершено тяжкое преступление, санкционировать в отношении последнего меру пресечения в виде ареста”.
Ободренный таким к себе отношением местной Фемиды Мендыбаев, не долго думая, накатал иски в суд на эти самые СМИ. При этом рассмотрение его уголовного дела в суде создало в местном уголовном мире интересный прецедент. Дело в том, что Марат Бейсенбин и двое его приятелей, получивших сроки за попытку заставить Мендыбаева вернуть украденное, оказались людьми широко известными в узких криминальных кругах Петропавловска. И некоторые свидетели на процессе по обвинению Мендыбаева в краже оказались людьми, которым давать показания в суде согласно их профессиональной этике совершенно не к лицу. Однако их возмущение поведением Мендыбаева, похоже, перевесило все криминальные понятия и побудило сдать его с потрохами.
Например, Саид БУРОВ рассказал в суде, как подсудимый уговаривал его принять участие в этой краже:
- С Мендыбаевым я знаком лет пять, познакомились еще в тюрьме. В конце июля 2011 года он приезжал ко мне, предлагал поехать с ним ограбить квартиру. Говорил, что я нормально заработаю и при этом мне ничего не надо будет делать, мое дело - только посидеть в машине, а он сам все сделает. Я не знал тогда, что это квартира Марата, он говорил мне, что это квартира его родственников и их дома точно нет. При этом был звонок ему, но я тогда не знал, что это Марат звонил, который в этот день в Боровом отдыхал. И Серик Мендыбаев ему отвечал: “Не надо, братан, возвращаться, еще отдохните там” - и тут же мне говорит: “Все нормально, можно смело ехать, хозяев дома не будет”. Я отказался, и потом он это же самое предложил Едильбаеву. Тот мне потом рассказывал, что ездил вместе с Сериком. Дело, говорил, сделали, но Мендыбаев ничего за это ему так и не дал. Мендыбаев просил об этом ничего никому не рассказывать, но о том, чья именно квартира им была обворована, я узнал только потом.
Адилет ЕДИЛЬБАЕВ эти слова в суде подтвердил:
- Мендыбаев позвонил, попросил меня поездить за рулем его машины, отвезти его. Приехал ко мне, я сел за руль, и мы подъехали к дому. Серик вышел, и минут двадцать его не было. Когда вернулся, в руках у него были два больших пакета и коробка. Потом Саид рассказал мне, что Мендыбаев тогда обокрал квартиру Марата Бейсенбина. С Мендыбаевым я потом уже не встречался. Показания, которые я давал во время следствия, подтверждаю.
Азат МУЖИБАЕВ рассказывал в суде, как Мендыбаев предлагал ему ноутбук Бейсенбиной, как он потом выкупал этот ноутбук из ломбарда и сдавал его обратно в магазин, где он и был куплен Бейсенбиной. Показания человека, который по просьбе Мендыбаева сдавал этот ноутбук в ломбард, также полностью уличают подсудимого, как и показания многих других свидетелей, но у того на все один ответ:
- Я остался изгоем, а они все меня оговаривают! Они любого с улицы свидетеля сюда приведут, и он тоже будет давать показания против меня. Эти люди хотят оговорить и просто посадить меня!
Впопыхах Серик Мендыбаев даже заявил в суде о якобы имеющемся у него алиби на момент совершения преступления:
- Да когда мы с Вороньего острова в тот день уехали, у меня дома трое ребят ночевали - Рустам, Расул и Антон!
Но когда потерпевшая сторона заявила ходатайство о вызове этих свидетелей в суд, Мендыбаев принялся возражать:
- Они тоже правды не скажут и будут меня оговаривать!
Похоже, он зря поторопился с алиби. Как удалось установить, один из этих свидетелей сейчас находится в армии, а двое других парней, не желающих, чтобы их фамилии фигурировали в газете, уверяют, что никто из них дома у Мендыбаева в тот вечер ночевать не оставался.
P.S. Между тем дело Мендыбаева не только ранее судимых вынудило пойти против своих понятий, но и местную Фемиду чудесным образом побудило закрыть глаза на закон. Потому что ходатайства редакций двух газет о приостановлении производства по делу по искам Мендыбаева о защите чести и достоинства до вынесения ему приговора в уголовном суде, согласно 242-й статье ГПК РК, судьи удовлетворить отказались. И теперь в Петропавловске идут сразу три судебных процесса, на одном из которых Мендыбаева обвиняют в краже, а на двух других он требует от журналистов денег за то, что они об этом рассказали.
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА