7288

Всё в наших руках

Кряхтя от стараний, шестилетний Саулет РАХМАНБЕРДИЕВ выводит в тетрадке букву за буквой, хотя еще полгода назад о таком непростом для каждого первоклассника занятии он даже мечтать не мог. У Саулета нет обеих рук. Их он лишился в четыре года, когда, оставшись без присмотра матери, залез в трансформаторную будку (см. “Чужая беда”, “Время” от 21.7.2011 г.).

- Я тогда думала, что жизнь для Саулета и для меня закончилась, - вспоминает бабушка мальчика Жумагуль УТЕБАЕВА. - Ведь какая бы золотая голова у ребенка ни была, а без рук он калека, как ни крути.
Бабушка не спала месяцами, все думала, как помочь внуку. Стеснительная и улыбчивая женщина своим наивным упорством и невероятной терпеливостью растопила сердца сотен людей.
Первым среди них оказался прокурор Туркестана Артыкбек ПАШАЕВ. Именно он выступил в роли посредника в непростом разговоре родителей Саулета и представителей энергопоставляющей компании, и хотя вина энергетиков в том, что ребенок стал калекой, в суде так и не была доказана, тяжба закончилась мировым соглашением.
Однако выплаченных денег не хватило даже на один импортный протез из Европы, а отечественные, что выдали Саулету бесплатно, он уже на второй день отказался надевать: слишком неудобные и тяжелые в управлении.
- Деньги, которые дали энергетики, я положила Саулету на депозит, иначе на всякую ерунду спустили бы, - говорит Жумагуль-апай. - Пенсию свою и внука тоже туда откладывала, расходы на себя свела на нет, но все равно этого на нормальные протезы было мало, и тогда я обратилась к людям.
Первая публикация в нашей газете о несчастье мальчика тронула сердца десятков тысяч читателей и положила начало цепной реакции добра. Со всех уголков Казахстана звонили люди, предлагая Саулету помощь.
- Бывало, люди звонили, чтобы просто сказать добрые слова внуку, - вспоминает Жумагуль-апай. - Тогда-то я впервые поняла, как много в мире доброты. Совершенно незнакомые люди говорили такие проникновенные слова, от которых слезы текли. Пенсионеры предлагали перечислить на счет Саулета свою пенсию. Я по-настоящему ощутила в тот момент, что мы в своей беде не одни, и до сих пор это чувствую.

Эстафету милосердия подхватил директор РГКП “Республиканский центр экспериментального протезирования” Марат АХМЕТКАЛИЕВ. Он не просто пригласил в Алматы на обследование маленького туркестанца, но и выхлопотал у своих немецких коллег из всемирно известной фирмы OTTOBOCK новые суперсовременные протезы, которые управляются чуть ли не силой мысли. При стоимости одного протеза в 21 тысячу евро семье Саулета это не стоило бы ничего. Единственное, что требовалось, - оплатить авиаперелет и проживание Саулета и его бабушки в Германии. На этот раз 7 тысяч евро передал для мальчика анонимный благодетель - высокопоставленный чиновник с громким именем, которое он попросил сохранить в тайне даже от семьи Саулета. Еще 2 тысячи долларов Саулету и его бабушке на дорогу подкинули энергетики. В итоге в последние дни лета малыш и бабушка вылетели во Франкфурт-на-Майне.
- Я на самолете первый раз в своей жизни летела, - восторгается Жумагуль-апай. - Летела и не верила, что я, аульская апайка, через несколько часов окажусь в центре Европы.
По ее словам, с самой первой минуты пребывания на чужбине она с внуком была окружена такой заботой и вниманием, что порой даже дух захватывало. Саулет оказался самым маленьким пациентом огромной ортопедической клиники.
- Детей я там не видел, зато подружился с дяденьками из Ливии, - вспоминает Саулет. - У них не было рук, ног. Они сказали, что это потому, что у них там война. Показывали на компьютере свою страну, разрушенные дома… Страшно! Я боюсь войны! Эти друзья угощали меня конфетами, играли со мной, а еще меня на своих плечах катала Даниэла, она в той больнице работает. Красивая, я хотел жениться на ней, но бабушка сказала, что я должен немного вырасти.

Несмотря на то что малыш и бабушка не знают ни немецкого, ни русского языка, Саулет оказался всеобщим любимчиком. Даже прохожие на улицах улыбались маленькому казахстанцу. Люди старались приголубить малыша и фотографировались с ним на память. Врачи баловали мальчишку как могли, водили гулять на самые лучшие городские детские площадки, возили в Кельн, чтобы в тамошних ресторанах угостить ребенка сладостями.
Протезы, сделанные по индивидуальным меркам, поначалу Саулету не понравились. За три года, что минуло после трагедии, ребенок привык к культям, и компьютерные руки его раздражали. Однако терпение и мягкость специалистов клиники сделали свое дело, и сегодня малыш не хуже своих сверстников рисует и пишет буквы, какие знает.
Через два года Саулету нужно опять приехать в клинику. К тому времени малыш вырастет из своих протезов. Специалисты OTTOBOCK обещали мальчугану из Туркестана смастерить новые “умные ручки”. Вообще-то и казахстанские специалисты могли бы это сделать, но у них нет ни комплектующих, ни оборудования. И все же, несмотря ни на что, отечественные медики делают все, чтобы помочь таким ребятам, как Саулет. Вот и в этот раз первыми, кто встретил туркестанцев на казахстанской земле, были сотрудники Казахстанского центра протезирования. Его руководитель Марат Ахметкалиев с трудом сдерживал эмоции.
- Я в восторге от того, что нам всем вместе удалось сделать, - говорит мужчина. - Всем миром - в буквальном смысле слова! - дали малышу шанс на жизнь. Горжусь коллегами, горжусь земляками! Конечно, у нас еще много таких детей, нуждающихся в помощи, и не всем им везет так, как повезло Саулету, и все-таки в такую радостную минуту хочется думать только о хорошем и верить в лучшее.

Впервые часы своего путешествия в далекую Германию Саулет, пораженный европейскими красотами, порядком и чистотой, заявил бабушке, что останется там навсегда.
- Глупыш пока не понимает, что родную землю нельзя предавать, в ней наша сила, наша жизнь, - говорит пожилая женщина. - Только там, в далекой Германии, я поняла по-настоящему, что для меня значит моя страна, моя земля, какие у нас необыкновенные и сердечные люди. Да храни нас всех Аллах!

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, zaure_mir@mail.ru, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть