Семья и доля
У владельца небольшого СТО Валерия ДЖО дела пошли неважно. Просто руки не доходят до ремонта машин: Валерий занят съемкой видеосюжета и размещением его на сайтах премьер-министра, генерального прокурора, председателя Верховного суда… Его жене, домохозяйке Маше, тоже сейчас не до борщей и швейной машинки - она пишет отчаянные заявления омбудсмену Казахстана, в Совбез, комиссию по делам женщин и семьи при президенте, в “Нур Отан” и парламент. Что же должно было произойти такого, чтобы довести обычных обывателей до высокой политики? А всего-то несколько десятков судебных процессов в рамках тяжбы по разделу имущества...
В свой первый развод Валерий своей бывшей оставил все и ушел гордым и свободным от семейных уз, жилплощади и вещей. Еще раз так поступить он не мог, просто не имел морального права - на тот момент уже имел новую семью, в которой у него росли два сына. Однако обо всем по порядку.
С Ириной они поженились в сентябре 2002 года. У обоих за плечами опыт прежних семейных отношений, взрослые дети. И тут как нельзя кстати оказалось Валерино имущество, полученное им по дарственной в 1997 году: административно-бытовой корпус и ПТО, представляющие собой двухэтажное здание, на втором этаже которого располагались пять кабинетов с удобствами, а на первом - пять авторемонтных боксов. Это был Валерин малый бизнес, а после того как хозяин приспособил офисные кабинеты под жилые комнаты, работа стала и домом.
Но вместе Валерий и Ирина прожили недолго. Не будем заглядывать в замочную скважину, скажем просто: не сошлись характерами. С 2005 года они уже жили отдельно.
В это время Валерий и встретил Машу. И понял, что это судьба. Сразу сделал предложение. Но прежде, чем жениться, он должен был расторгнуть брак с Ириной. Та была не против. Единственное, о чем попросила, чтобы ей самой подать заявление на развод. Вроде как не он ее бросает, а она уходит от мужа. Обещала и утрясти все юридические формальности, поскольку работала в ту пору бухгалтером в известной адвокатской конторе. И еще одну просьбочку - слезную - высказала бывшая: чтобы пока она не определится с новым местожительством, Валерий позволил ей пожить в его доме-офисе. “Да я ж тебя не выгоняю - живи на здоровье!” - был ответ.
Вскоре они стали жить втроем в одном большом доме: Ирина одна - в пяти комнатах наверху, Валерий с Машей - внизу, в перестроенном под жилую комнату авторемонтном боксе - Машина беременность уже не позволяла ей карабкаться вверх по металлической лестнице.
Ничего нет более постоянного, чем временное - гласит народная мудрость. Время шло, а заявление в загс на развод от Ирины так и не поступало. Сама же квартирантка становилась все более притязательной. Стала протекать крыша: “Валера, залатай!”, сломалась сантехника: “Валера, почини, это же твой дом!”. Комуслуги, кстати, тоже оплачивал Валерий. И неудивительно: когда человек счастлив, он щедр. А Валерий с Машей были счастливы. В 2006 году у них родился Женька, а еще через два года - Венька.
С регистрацией семейных отношений надо было что-то решать. Валерий опять подступился к Ирине: “Когда подашь на развод?”. И услышал: “Сам подавай, но в суд!”. Валерий так и сделал. И вот тут бывшая суженая выкатила ему… встречный иск о разделе имущества!
Делить имущество супругов Джо выпало судье Таразского городского суда Нурбахыту НУРЖИГИТОВУ. Тут впору вспомнить яркую сцену “раздела” из комедии “Свадьба в Малиновке”: “Это - мне, это - тоже мне…”. Но Валерию оказалось не до смеха. Дело в том, что по решению судьи Нуржигитова бывшей жене достались все пять жилых комнат на втором этаже и один авторемонтный бокс. Бывший муж получил… четыре авторемонтных бокса, три из которых судья почему-то признал жилыми помещениями!
Как тут не вспомнить сказку о том, как у Лисы была избушка ледяная, а у Зайца - лубяная, и попросилась Патрикеевна в заячью избушку погреться…
- Это история о том, как судебное решение, вынесенное без глубокого исследования обстоятельств дела, даже без выезда на место, привело к тому, что на сегодняшний день семья Валерия из четырех человек ютится в крошечной комнатушке размером 16 квадратных метров, которая является залом, спальней и детской одновременно, - комментирует таразская правозащитница Роза КУШАКОВА. - А кухня соединилась с прихожей. Такая скученность и недостаток естественного освещения - это ведь не комнаты, а авторемонтные боксы - привели к тому, что пятилетнего Женю уже поставили на учет в тубдиспансере. Еще и определили у него сколиоз.
А теперь самое интересное. Как недавно выяснилось, у семьи Джо вообще нет никакого жилья, потому что в Центре недвижимости отказались признать “жилым объектом” автомастерскую!
Валерий попытался подать заявление о пересмотре судебных решений “по вновь открывшимся обстоятельствам”, как ему посоветовали в Верховном суде, куда он съездил на прием к председателю, но тут возникла новая причина для отказа ему. Заявление-то нужно подавать в надзорную коллегию Жамбылского областного суда, а таковая в связи с последней судебной реформой упразднена. Эту ситуацию председатель кассационной судебной коллегии Жамбылского областного суда Аскар СМАЙЛОВ назвал “процессуальным тупиком”.
А Валерию непонятно, почему в этот тупик попала его семья, живущая в автобоксе, который суд считает спальней.
Поэтому и пишут они с супругой во все инстанции.
- Я с ужасом ожидаю приближения очередной зимы, когда подрастающим детям будет негде играть и делать уроки, когда в сырой тесной комнате нас, двоих взрослых и двоих детей, снова ожидают неустройство и болезни, - вздыхает Маша. - В подобных обстоятельствах люди невольно задумываются о серьезных вещах: в какой стране мы живем и все ли в порядке у нас с законностью?
Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail: vibornova@time.kz
На снимке: Валерий с семьей в одной из “комнат”…