12684

Оставь таланты, всяк сюда входящий…

Отцы отечественного образования озадачили руководителей казахстанских гимназий и родителей будущих первоклашек, посеяв в них панику и растерянность. С нового учебного года вступают в силу новые “Типовые правила приема” в средние школы, которые предписывают производить набор детей в первый класс строго по месту жительства и фактически ставят крест на гимназическом образовании.

“Я родитель ребенка предшкольного возраста. Целый год мы готовились к поступлению в гимназию № 40, - указала в своем письме, разместив его на сайте комитета по охране прав детей Министерства образования и науки, жительница Тараза Ирина МОРДВИНЦЕВА. - И вдруг мы узнаем, что не имеем права получить там образование…”.
Чтобы понять суть происходящего, мы встретились с автором письма.
- В этой гимназии учится мой старший сын Тимур, сейчас он перешел в десятый класс. Начальное обучение там организовано просто идеально, - рассказывает Ирина Юрьевна. - Утверждаю не просто как мама, но и как преподаватель психологии Таразского пединститута и кандидат педагогических наук. Директор этого учебного заведения Александр ГИБНЕР еще в советское время проявил себя как педагог-новатор, и внедренная им модель школы полного дня успешно действует по сей день. Понятно, что я и своего младшего - Даниала - предполагала отдать сюда. Специально его готовила: водила в Малую академию при Жамбылском областном детско-юношеском центре, естественно, не бесплатно, чтобы он пошел в первый класс уже с определенным багажом знаний. Он у меня и читает, и считает, то есть основа для углубленного обучения есть. И вот теперь мне говорят, что не могут взять ребенка, потому что мы проживаем не на их территории, то есть не в шестом микрорайоне! Что же это получается, гимназия для одного микрорайона? А ребенок, выросший в первом переулке Абая, уже не может рассчитывать на гимназическое образование?

Оказывается, не может. Еще 19 января 2012 года премьер-министр Карим МАСИМОВ подписал постановление правительства № 127, которым утверждены “Типовые правила приема на обучение в организации образования”. Так вот, 18-й пункт данных правил гласит: “Общеобразовательные лицеи и гимназии формируют общеоб­разовательные классы… для детей, проживающих на определенном микро­участке”. То есть набор производится только по принципу территориальности. И никаких других принципов тут быть не должно, на что указывает пункт 8: “Не допускается комплектование классов по уровню подготовки и степени развития детей”.

О том, что эти “типовые правила” производят настоящий переворот во всей системе образования, мы поняли из беседы с директорами таразских гимназий.
- Мы просто не знаем, как будем теперь работать, - признается директор гимназии № 40 Александр ГИБНЕР. - Вот на днях папа привел сына, который считает до ста, слагает и вычитает, читает до девяноста слов в минуту. И этот мальчик сядет за одну парту с ребенком, не умеющим ни читать, ни писать. Как вы думаете, кто пострадает в этой ситуации? Конечно, учитель будет ориентироваться на слабого. Значит, в ущербном положении окажется тот ребенок, которого родители подготовили к учебе, потому что он будет попросту скучать на уроке. Нам сейчас, по сути, предлагают объединить учеников, находящихся в разных весовых категориях. Но смысл? Мы критиковали советскую школу за уравниловку. Общий результат-то был неплохим, но одаренным детям в советской средней школе было тесно. Сама жизнь заставила открывать гимназии и лицеи, где находили себя дети со способностями и талантами, которые гимназия развивала. И что же мы теперь к этому среднему, в смысле усредненному, образованию возвращаемся?

С Гибнером солидарна директор гимназии № 1 Алия ТУМАБЕКОВА:
- Сейчас наша школа объявлена базовой для будущей “Назарбаев-школы”, уже вышел приказ. Но как мы сможем быть базовой, зачисляя всех подряд? У нас ведь нет букварного периода, наши первоклашки до тысячи считают, мы начальную школу за 3 года проходим. В нашей гимназии опережающее обучение русскому языку по авторской программе учителя Ларисы ТРАВИНСКОЙ. У нас интегрированные предметы, в частности “художественный труд”, который преподает победитель городского конкурса авторских программ Григорий ПОЛИКАРПОВ. Большинство первоклашек просто не потянут такой нагрузки. Выходит, чтобы подстроиться под среднего ученика, мы должны отказаться от всех наших наработок, да и вообще от статуса гимназии!

Те же грустные мысли не дают покоя и директору казахской гимназии № 45 Айше НИЯЗБЕКОВОЙ:
- Гимназисты, пройдя подготовку в нашей и других гимназиях, завое­вывают призовые места на олимпиадах, поступают в престижные вузы, а отучившись, двигают вперед отечественную науку и производство. Получается, что мы сразу, на старте, поставим перед ними шлагбаум?!
Начальник городского отдела образования Маржан КУЖАЕВА, к которой мы обратились за комментарием, лишь руками развела:
- Мы, конечно, будем исполнять постановление правительства и надеяться на то, что появится, как нам обещают, в скором времени положение о гимназиях, где будут четко прописаны правила приема и особенности обучения.
Заместитель начальника управления образования акимата Жамбылской области Бейкут ЖАМАНГОЗОВ пояснил нам:
- Мы тоже обеспокоены существующим положением. Дело в том, что в прежних “Типовых правилах”, принятых в 2008 году, было прописано, что гимназии и лицеи относятся к специализированным учреждениям образования, прием в которые производится на конкурс­ной основе. Поскольку из новых правил все это исчезло, мы еще в марте обратились в Министерство образования и науки за разъяснением, как нам теперь проводить набор первоклашек. Но имеем пока что устный ответ о том, что разработано специальное положение о гимназиях с четкой регламентацией основ их деятельности, которое сейчас находится на регистрации в Министерстве юстиции.

Галина ВЫБОРНОВА, Тараз

Комментарий в тему

Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, министр образования и науки:
- Действительно, есть такое постановление правительства, чтобы детей с первого класса никто не имел права ограничивать или проводить с ними тестирование или опросы - все дети должны приниматься. Из-за нехватки ученических мест в школах, с одной стороны, и в целях оптимального и равномерного распределения учеников - с другой (мы же не можем в городе всех в одну школу принять!) мы рекомендуем (и в постановлении правительства это оговорено), чтобы дети могли учиться именно в том районе, где они проживают. Это касается всех школ.

Тогжан ГАНИ, фото Ольги ЩУКИНОЙ и Виктора БАРБАША, Астана

На снимках:

1 Директор гимназии № 45 Айша НИЯЗБЕКОВА: “Не все родители заинтересованы в хорошем образовании для своих чад, зачем же его навязывать?”.
2 Директора таразских гимназий Александр ГИБНЕР и Алия ТУМАБЕКОВА не видят альтернативы гимназическому обучению.
3 Аким Жамбылской облас­ти Канат БОЗУМБАЕВ на встрече с победителями школьных олимпиад. Не в последний ли раз?..

Поделиться
Класснуть