Рафаэль и Роза
Когда заслуженная артистка Казахстана Роза БАЙДАЛИНА из Семея приезжала к сыну в Алматы с двумя огромными бутылями меда и связкой копченой рыбы, он в сто первый раз пытался ее образумить: “Мама! Хватит! Оставайся у меня! Я больше тебя никуда не отпущу! Каждая поездка может стать для тебя последней!”. Та в ответ заговорщицки подмигивала: “Рафаэль! Ты же артист и должен меня понимать. Дорога - моя жизнь!” - и упархивала на очередные гастроли в сельскую глубинку. Это на восьмом десятилетии с четырьмя инсультами за плечами!
В первый раз тяжелейший инсульт поразил Розу Олжаевну в 2001 году. Уже тогда врачи готовили родных к самому худшему. Но она выстояла. Заново научившись ходить и разговаривать, недавняя пациентка реанимации… вернулась на сцену!
После этого еще дважды героическая певица оказывалась на больничной койке с неутешительными прогнозами. Но каждый раз возрождалась, как птица Феникс, из пепла, снова и снова попадая в поле зрения нашей газеты…
Впервые ее имя прозвучало на весь Казахстан, когда она в 72 года взяла в банке кредит на покупку “жигулей”. А все для того, чтобы почаще встречаться с сельскими зрителями (см. “Неувядающая Роза”, “Время” от 26.6.2008 г.)!
- Вы просто не представляете, как сложно было добиться получения кредита! - делилась с нами тогда Роза Байдалина. - Банкиров отпугивал мой преклонный возраст. Они с ходу отвечали отказом! Но я не зря настояла на своем. Теперь для меня не проблема приехать с концертами даже в самые отдаленные села.
А после публикации той заметки в жизни певицы произошло еще одно радостное событие - нашлась ее двоюродная сестра Заида ТЫНЫШБАЕВА из Балхаша, с которой судьба развела на 50 лет (см. “Как в индийском кино”, “Время” от 21.8.2008 г.)!
- Я давно хотела разыскать мою Розу. Но как? К счастью, я не пропускаю ни один номер любимой газеты. Когда увидела на газетной полосе фото певицы из Семея, сердце екнуло: да это моя сестра! - радовалась Заида.
Но не прошло и года, как им снова пришлось расстаться. На этот раз - навсегда…
Заида очень хотела увидеть единственного сына сестры - Рафаэля. 1 мая 2009 года он ждал ее к себе в гости. Но тетя так и не пришла. Оказалось, что именно в тот день 72-летнюю Заиду свалил инсульт. Она впала в кому и через неделю скончалась, не приходя в сознание…
- А на годовщине со дня смерти вновь обретенной сестры мама упала без чувств. Инсульт! Четвертый… - с горечью восклицает Рафаэль.
Бросив все дела, он выехал в Балхаш, где врачи боролись за жизнь его самого родного человека. Ей - обездвиженной параличом, потерявшей речь и память, сын шептал: “Ничего! Прорвемся!”. Месяц Рафаэль жил в больнице, боясь даже ненадолго оставить маму одну. Затем перевез ее в Семей. Ни на минуту его не покидала надежда на чудо.
Казалось, в родном городе среди знакомых вещей Розе Олжаевне действительно стало лучше. К ней вернулась память. Она снова начала узнавать сына! Но встать с постели неунывающая артистка больше не смогла…
В южной столице музыканта Рафаэля Байдалина ждали приглашения на корпоративы. Но он предпочел остаться у постели угасающей мамы в Семее. Не надо объяснять, какой это тяжкий труд - ухаживать за парализованным человеком. Теперь у Рафаэля отнимается левая рука. Для него, пианиста-виртуоза, это трагедия…
Знакомые недоумевали:
- Но неужели нельзя было воспользоваться услугами специально обученных людей? Многие отдают своих парализованных родных в хосписы. Разве это не лучший выход?
У Рафаэля от таких разговоров вскипает кровь:
- Я - не предатель!
Он помнит, как мама ради него, не задумываясь, приносила себя в жертву… Красавица-певица Роза Байдалина из семипалатинской филармонии удостоилась чести стать солисткой московской концертной бригады, исколесившей весь Советский Союз. Из декретного отпуска Роза вышла на работу… с сыночком! О том, чтобы оставить свое дитя с бабушками, не могло идти и речи…
- Кочевую жизнь я впитал с молоком матери, - улыбается Рафаэль. - В память отчетливо врезались чукотские чумы на Камчатке и горный серпантин в Таджикистане. В дороге нас хранила высшая сила. Вот сегодня мы улетаем из Ташкента, а на следующий день там происходит страшное землетрясение 1966 года!
Когда Рафаэль пошел в первый класс, Роза, не раздумывая, вернулась в семипалатинскую филармонию. Теперь она могла выезжать с концертами не дальше окрестных сел. Но главное - ей не надо было надолго разлучаться с сыном.
Рафаэль, с детства поражая даром импровизаторства, мечтал стать знаменитым пианистом, грезил о консерватории! А его мама отчетливо понимала: при его хронической нелюбви к нотам он не сможет окончить и музыкальное училище! И она из филармонии переходит туда преподавателем. А потом раз за разом спасает сына от отчисления. И все же своим дипломом он обязан не ей. Когда на государственном экзамене Рафаэль, забыв концовку произведения Баха, на ходу сочинил свою собственную, ему зааплодировал высокий гость - профессор из Алматы. Он оценил находчивость студента. И вместо двойки ему поставили тройку с большим минусом! Невелика разница, но главное - диплом был в кармане!
Зато композиторское отделение алма-атинской консерватории у знаменитой Газизы ЖУБАНОВОЙ Рафаэль оканчивает уже с красным дипломом.
- Если бы не мама, я бы в самом начале сбежал домой! - не стесняется признаться Рафаэль. - Нас, “первачей”, жутко прессовали старшекурсники. Проходу не давали, избивали, отбирали стипендию - 20 рублей! Кто-то выдерживал, я не мог… Мама, узнав об этом, рванула в Алма-Ату, устроилась солисткой в каком-то хоре в Каскелене. Ей дали комнату в общежитии. Там мы с ней и жили первые годы моей учебы…
Последние полгода Рафаэль и его мама опять жили вдвоем - в скромной квартире в спальном районе Семея.
7 мая в пять часов утра Рафаэль проснулся от того, что как будто кто-то потрепал его по плечу. Он рванул к маме! Она не спала.
- Мама смотрела мне прямо в глаза. Я понял, что она сейчас уйдет. Но не ощущал ни страха, ни паники, ни отчаяния, ни боли… Я почувствовал, что она мысленно мне говорит: “Не плачь! Не переживай! Ничего не вечно в этом мире. Но помни: душой я всегда буду с тобой…”.
Через девять дней после смерти мамы Рафаэль сочинил мелодию в память о ней - светлую, искреннюю, нежную… Как материнская любовь.
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора и из личного архива семьи БАЙДАЛИНЫХ, Семей