36532

Пора раскрывать карты

В феврале 2012 года в алматинском следственном изоляторе № 1 случилось беспрецедентное ЧП. В одной из камер обнаружили с перерезанными венами тело пенсионера МВД, отставного полковника полиции, бывшего начальника управления криминальной разведки Алматинской области 49-летнего Эрнеста КИМА (на снимке), находившегося под арестом по подозрению в организации незаконного игорного бизнеса. По заключению официальных органов, отставной полковник покончил с собой. Однако есть основания сомневаться в правдоподобности этой версии…

Гибели Эрнеста Кима в СИЗО предшествовал серьезный конфликт между ним и бывшим его сослуживцем - тоже полковником полиции, начальником Южного регионального управления по борьбе с оргпреступностью (ЮРУБОП) МВД РК Кайратом АЛТАЕВЫМ. И уже судя по тому, как развивался этот конф­ликт, можно уверенно утверждать: и сам факт возбуждения уголовного дела против Эрнеста Кима, и его трагическая смерть должны стать поводом для серьезнейшего расследования…

…Всю жизнь прослужив в органах внутренних дел и выйдя на пенсию несколько лет назад, Эрнест Ким решил зарабатывать на жизнь частным предпринимательством. Поскольку опыта в раскрутке своего дела с нуля у него не было, он решил купить уже готовый бизнес. Продал квартиру, кое-что занял у родственников, взял кредит и в 2009 году стал единоличным владельцем ТОО Champion Club, профилем которого была физкультурно-оздоровительная деятельность. На момент приобретения Кимом у этого ТОО уже имелась лицензия от Министерства туризма и спорта на проведение соревнований по спортивному покеру. Он открыл в центре Алматы два спортивных покерных клуба. Сам Ким в этой игре мало что понимал - толком не знал даже правил. Но, имея на руках все необходимые документы, решил попробовать делать на этом деньги. Надо отметить, что вокруг спортивного покера сейчас ломают немало копий. Одни называют его азартной игрой, ничем не лучше рулетки, и требуют запрета в Казахстане. Другие возражают: мол, в покере азарта не больше, чем в хоккее или волейболе, и считают его вполне достойным развлечением интеллектуальной элиты - чем-то вроде шахмат. Так или иначе, но бизнес Эрнеста Кима был вполне легальным и ничем не отличался от деятельности других клубов спортивного покера, которых только в Алматы пять штук. Игроки в покер участвуют в различных соревнованиях - вплоть до международных, которые транслирует телевидение. Среди приверженцев этой игры немало известных и влиятельных в Казахстане людей.
Тем не менее проблемы почему-то возник­ли только у отставного полицейского полковника Эрнеста Кима.

…29 января 2012 года около часа ночи в оба покерных клуба, принадлежащих Киму, вломилась группа вооруженных сотрудников ЮРУБОП при поддержке десятка бойцов спецназа. В заведениях практически не было посетителей, но тех, кто был, вместе с персоналом уложили на пол лицом вниз, некоторых даже заковали в наручники. Никаких документов, позволяющих проводить опермероприятие - ни постановления, ни предписания, ни санкции прокурора, - сотрудники полиции не предъявили, лишь объяснили свои действия “командой свыше”… Ничего криминального в обоих клубах полицейские, конечно же, не нашли. Тем не менее ночные нежданные посетители опечатали оба заведения, предварительно у всех на глазах “экспроприировав” из бара несколько бутылок дорогого спиртного и блоков сигарет, а из кассы изъяли 9500 тенге. После чего удалились… Командовал всей этой полицейской операцией заместитель начальника ЮРУБОП. После всего произошедшего Эрнест Ким обо всем об этом написал заявление генеральному прокурору ДАУЛБАЕВУ, министру внутренних дел РК КАСЫМОВУ, а также начальникам департаментов криминальной полиции и службы внутренней безопасности МВД РК и прокурору Алматы АСЫЛОВУ. Заявитель, сообщив о своих давних неприязненных отношениях с полковником Алтаевым, задался вопросом: почему возможности такого серьезного подразделения, как ЮРУБОП МВД РК, используются для сведения личных счетов?

Из заявления Эрнеста Кима:
“Начальник ЮРУБОП К.К. Алтаев искажает информацию о том, что я якобы содержу подпольные казино и финансирую ОПГ, хотя я не имею никакого отношения ни к тому, ни к другому”. И попросил провести доскональную проверку. 2 февраля 2012 года в 11 часов утра это заявление было сдано в прокуратуру.
А уже к вечеру того же дня старший следователь по особо важным делам следственного комитета МВД РК Лилия ТРОФИМОВА вынесла постановление о возбуждении в отношении Эрнеста Кима уголовного дела - за организацию незаконного игорного бизнеса.
На следующий день, 3 февраля, у полковника дома провели обыск, в ходе которого вроде бы кое-что нашли: в сейфе - 35 патронов от пистолета Макарова, в женском белье в одном из шкафов - еще два таких же патрона плюс один патрон от автомата Калашникова и еще один - от неустановленного оружия. Кроме того, изъяли все имевшиеся в доме деньги - около 18 тысяч долларов - остаток от продажи квартиры. По мнению следствия, обнаруженный “арсенал” тянул на более чем веское доказательство криминальных наклонностей отставного полковника. Сам же он в ответ на действия полицейских написал еще одно заявление на имя прокурора Алматы, где отверг все обвинения в свой адрес.
7 февраля Эрнеста Кима вызвали на допрос к следователю Трофимовой, он явился туда в сопровождении адвоката и… был задержан. Ему предъявили обвинение в занятии незаконным игорным бизнесом, причем по такому параграфу этой статьи, которая квалифицировала это преступление как тяжкое, каралась лишением свободы до 7 лет и полностью исключала возможность амнистии.
На этом основании 9 февраля 2012 года суд выдал санкцию на арест Кима, хотя никакого повода изолировать его от общества не было. Ни на одну из написанных Эрнестом Кимом жалоб не последовало ответа. Ни арестованного, ни его адвоката не потрудились ознакомить с материалами, послужившими основанием для возбуждения уголовного дела.

А 15 февраля 2012 года отставного полковника полиции Эрнеста Кима нашли в камере алматинского СИЗО с перерезанными венами. Судя по фотографиям, сделанным на месте происшествия, вся камера чуть ли не до потолка была залита кровью. Вены на обеих руках в локтевой части были перерезаны вместе с сухожилиями. Орудием, которым были нанесены столь глубокие раны, была признана обычная лампочка мощностью 100 ватт, мелкие осколки которой валялись по всей камере. Сокамерник, некий ДАУТБЕКОВ, 1968 года рождения, который вроде бы всю ночь находился рядом с Кимом, дал показания: он спал и ничего не видел, а в камеру посторонние не заходили. В сводке о происшествии - еще до окончания официального расследования гибели бывшего полицейского полковника - ЧП значилось как самоубийство. И медэксперт, проводивший вскрытие, в своем заключении подтвердил это. Хотя выводы экспертам делать не положено - это прерогатива следователя.
Есть еще множество мелких, но весомых оснований сомневаться в том, что Эрнест Ким покончил с собой. Да и не слишком верится, что у ветерана органов внутренних дел, которого все знали как очень уравновешенного, спокойного человека, хладнокровного охотника и спортсмена, вдруг настолько сдали нервы…
К тому же на иждивении у него трое несовершеннолетних детей, двое из них - совсем малыши, да плюс старики родители. Тут много раз подумаешь, прежде чем руки на себя наложить…

В общем, вопросов эта история порождает множество, поэтому требует тщательнейшего расследования - с эксгумацией тела и повторной экспертизой. С допросом сотрудников СИЗО и сокамерника Кима. Тем более что, по некоей информации, отставной полковник в ту ночь сидел в одиночке и к нему заходил сначала один человек, потом - еще двое. Следственный изолятор - он хоть и тюрьма, а свои глаза и уши имеет. Так что тут есть над чем поработать...

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть