Кто в доме хозяин, Асхат Кайзуллаевич?
Ситуация вокруг осужденного за убийство, а затем оправданного частного юриста Берика КАМАЛОВА вылилась в схватку двух наделенных всем арсеналом властных полномочий структур. В это трудно поверить, но из-за чуть не загубленной судьбы человека случился нешуточный конфликт интересов между Генеральной прокуратурой и… подчиненной ей прокуратурой Алматинской области!
Наша газета о Камалове писала дважды. Летом 2011 года в материале “Убитая истина” мы впервые рассказали про совершенно непрофессионально расследуемое уголовное дело о гибели двух человек, один из которых являлся майором финансовой полиции. Сотрудники внутренних дел Алматинской области без особых на то оснований посчитали, что это было тщательно спланированное убийство, и буквально за уши притянули в качестве подозреваемых коммерсанта Серика КОЙБЕКОВА и юриста микрокредитной организации Берика Камалова. Первый действительно обманывал своих односельчан. Второй, представляя интересы компании, в которой работал, можно сказать, вывел нечистоплотного дельца на чистую воду. Казалось бы, что у этих совершенно разных людей могло быть общего?
И тем не менее оба оказались на скамье подсудимых по обвинению в двойном убийстве! Причем основания для этого были совершенно надуманные. При расследовании уголовного дела, как говорится, наломали дров все местные правоохранительные структуры - и органы расследования, и прокуратура, и суды, приговорившие явно непричастных к убийству людей к длительным срокам лишения свободы. Из отмеренных Берику Камалову 20 лет пребывания в зоне ему пришлось отсидеть два с половиной года: его адвокату Виталию ВОРОНОВУ удалось добиться, чтобы дело внимательно изучили в Астане. В результате генеральный прокурор Асхат ДАУЛБАЕВ подписал протест, где указал на многочисленные нарушения закона и несоответствия, допущенные в ходе расследования этого дела и его рассмотрения в суде. В Верховном суде усмотрели множество натяжек, отменили приговор и отправили дело на новое рассмотрение - в Алматинскую область. Там на этот раз усомнились в правильности первого приговора и в конце концов полностью оправдали Камалова, который вышел на свободу. Обвинение в убийстве с его подельника Койбекова также было снято, но он остался досиживать срок за мошенничество (см. “19296 часов до чуда”, “Время” от 22.3.2011 г.).
И вдруг… областная прокуратура решилась на невероятную фронду - вразрез с мнением Генеральной прокуратуры и Верховного суда вынесла свой протест, подвергнув сомнению оправдательный приговор. И теперь перед судом Алматинской области встала дилемма: удовлетворить этот протест и назначить еще один пересмотр - значит, проигнорировать недвусмысленное мнение генпрокурора и Верховного суда, не согласиться - значит, признать, что в области творилось беззаконие, а это неизбежный “разбор полетов”, после которого по шапке получат все замешанные в этой истории - и полицейские, и прокуроры, и судьи.
И еще одна интересная деталь. Кто бы вы думали подписал протест от имени областной прокуратуры? Нет, не областной прокурор Габит МИРАЗОВ и даже не начальник отдела или управления областного надзорного органа. Невиданной смелости набрался рядовой прокурор облпрокуратуры Айдар ШАБДАРОВ. Кстати, тот самый, что представлял в суде по делу Берика Камалова сторону обвинения, а значит, в ходе всего процесса в упор не замечал творящееся беззаконие, которое потом разглядели в Генпрокуратуре. Что и говорить, не любят наши законники отвечать за свои собственные ляпы - из кожи вон лезут, чтобы уцелеть…
Геннадий БЕНДИЦКИЙ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы