10391

Китайская грамота

Приграничная станция Достык открылась 20 лет назад. Сегодня здесь рядом с немногочисленными новостройками обветшалые двухэтажные бараки. За это же время на станции Алашанькоу - по ту сторону казахстанско-китайской границы - построено шесть крупных банков, работают 3- и 4-звездочные отели. На Достыке же 50-местную гостиницу при “Кедентранссервисе” строили почти четыре года. Как вы уже догадались, не без финансовой помощи китайцев... Напомним, в предыдущем репортаже мы уже упоминали, что на приграничной станции Достык чужие не ходят и не воруют (см. “Время” от 14.4.2012 г.).

Первые постройки появились здесь в середине 60-х годов прошлого столетия. Но после стычки с китайцами в 1969 году дома законсервировали. Позже, когда ситуация на границе стабилизировалась, в заброшенных домах поселились чабаны из ближайших колхозов. На вторых этажах жили сами, а первые превратили в загоны для скота. Когда Казахстан стал суверенным государством, на станцию потянулись люди со всей страны. По словам местного жителя Сеита ОМАРОВА, он с семьей приехал сюда в 1992 году.
- Я устроился в фитосанитарную инспекцию, - говорит Сеит. - Супруга - инженер на железной дороге. На Достыке выросли наши дети. И таких семей здесь тысячи, все приезжают зарабатывать. Хотя климат и суров - 360 дней в году ветер, а зимой, пока до работы дойдешь, велик риск замерзнуть, люди все равно пускают корни. Получают служебное жилье, кто-то строит свои дома. Правда, не все выдерживают местный климат, многие переезжают в более спокойные регионы. Порывы ветра настолько сильны, что он с платформы контейнеры срывает и как мячик катит.
Нестихающий ветер поднимает тучи песка, так что женщины, даже те, кто в форме, летом носят платки и форменные кепи, иначе прическу не спасти. Сейчас для таможенников, железнодорожников и других госслужащих стали строить новые дома. У таможни, к примеру, есть свой микрорайон. При местной больнице возвели несколько трехэтажек для персонала, строят десять домов для железнодорожников. Только обеспечив людей жильем, можно удержать их на службе. И власти, похоже, это понимают. Правда, жильем обеспечивают далеко не всех. Сотрудники транспортной полиции, например, живут в домах железнодорожников.
- МВД для них дома не строит, - рассказывает замдиректора станции Достык Мирболат ШОИНБЕКОВ. - Акимат старается обеспечить жильем сначала своих бюджетников. А где жить полицейским? Кому охота работать, если нет крыши над головой? Наше руководство пошло навстречу и выделило всему коллективу полиции жилье без права на приватизацию. Но при этом они не платят аренду и лишь оплачивают коммунальные услуги.

Как бы местная власть ни старалась пиарить свою станцию, старожилы признаются: до китайцев нам очень далеко. И приводят конкретные примеры грамотного хозяйствования соседей.
Действительно, Алашанькоу развивается стремительно, китайцы вкладывают немалые деньги в инфраструктуру, торговлю, досуг.
Если всмотреться пристальнее, то можно разглядеть на китайской стороне около ста ветряных генераторов, добывающих электричество. К слову, к 10-летию открытия Достыка наша сторона с пафосом заявила об установке ветряного генератора. Ветряк поставили, угрохав на это дело кучу денег. А он и дня не проработал - так и стоит, понуро опустив лопасти. Хоть бы разобрали, чтобы не позориться перед соседями...
озвращаемся на Достык. Железнодорожники сетуют: было бы краж поменьше - доверие со стороны предпринимателей возросло бы.
- Кражи с подвижного состава происходят не без участия некоторых вохровцев, - говорит начальник транспортной полиции Ерлан АЛИМБЕКОВ. - В основном ночью и на дальних разъездах. Например, последняя кража 91 монитора произошла на станции Бесколь. Ущерб - около 1,5 миллиона тенге. Мы раскрыли преступление и вышли на подозреваемых. Ими оказались действующие сотрудники военизированной железнодорожной охраны. Суд выдал санкцию на арест, следствие продолжается.
Полицейские говорят: кроме них охраной грузов и сопровождением составов занимаются именно бойцы ВЖДО. Только на Достыке их почти 400 штыков. У каждого разрешение на огнестрельное оружие, допуск к вагонам. Правда, о ценности груза рядовые не знают, эта информация доступна лишь руководству станции, полиции и военизированной охране, но утечка все же происходит. А иначе откуда злоумышленники знают, в каком именно контейнере находится ценный товар? Видимо, проблема в том, что при приеме на работу вохровцев кадровики ВЖДО не утруждают себя проверкой кандидатов. Конечно, можно придумать десятки отговорок - от текучки кад­ров до суровых климатических условий, но предпринимателю все это до лампочки. Он оплатил услуги перевозчика и должен получить гарантию, что товар придет в срок и в полной сохранности.

Походив по поселку, замечаем на отшибе новостройки.
- Новый микрорайон железнодорожников, обещают заселить до конца года, - говорит замначальника ЛОВД станции Достык Дас­тан МАДИБАЕВ.
Видим людей, перебегающих через пути перед десятками маневровых тепловозов. Пешеходного перехода нигде нет, а законом хождение по путям запрещено...
- Мы обращались в сельский акимат и к начальству станции с просьбой построить такой переход, - вздыхает майор Мадибаев. - Нам говорят, что эту проблему они подняли перед своим начальством. Дело-то серьезное: не дай бог, кого-то задавит - такое нач­нется...
последнее. От станции до районного центра Ушарал всего 170 километров. На дорогу нужно потратить пять часов: асфальт лишь местами, вся трасса в выбоинах. Местные таксисты и дальнобойщики проложили в степи свою колею. Но ездить по ней - значит пробить шины, угробить ходовую, а то и угодить в аварию. Даже военный “Хаммер” здесь ломается...
- Мы платим немалые транспортные налоги, на которые можно было бы хоть подлатать многочис­ленные дыры, - вздыхают местные жители и тут же добавляют: - Говорят, дорогу специально не ремонтируют, чтобы больше грузов перевозить по железной дороге. Что поделаешь, политика...

Тохнияз КУЧУКОВ, kuchukov@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Станция Достык

Поделиться
Класснуть