Дело ясное, что дело тёмное
Старший оперуполномоченный отдела криминальной полиции ЛОВД в аэропорту Алматы подполковник полиции Жазылбек ОРДАБАЕВ обвиняется в мошенничестве. Казалось бы, ничего странного: сотрудники правоохранительных органов тоже бывают нечисты на руку. Однако именно этот случай вызывает много вопросов.
Адвокат Ордабаева Марслин БАБАШЕВ утверждает, что дело обстояло следующим образом. 11 августа 2011 года Жазылбек Ордабаев вместе со своим другом, старшим оперуполномоченным Турксибского районного отдела ДКНБ по г. Алматы А. РАЗАКОВЫМ, ехали по своим делам. Увидев припаркованный возле обочины автомобиль, за рулем которого сидел мужчина с бородой, остановились проверить документы - Разаков, будучи комитетчиком, просто не смог спокойно проехать мимо. В машине помимо бородача находились еще двое мужчин. Пока Разаков разговаривал с водителем, Ордабаев на всякий случай сел на заднее сиденье машины. Увидев подозрительные пакеты, поинтересовался содержимым. Водитель ответил, что там деньги. “Чьи?” - спросил Разаков. Водитель ответил, что его. В этот момент один из пассажиров бросился бежать. Разаков поймал его, и вдвоем с Ордабаевым они заставили его признаться в том, что деньги получены путем мошенничества.
Оказалось, что непосредственное участие в преступлении принимали водитель Жаксылык САРСЕНБАЕВ и убегавший пассажир Ринат КЕРИМ, а также Виталий КИМ. Ким продал алматинке Асель СЕРИКОВОЙ трехкомнатную квартиру в Алматы за 40425000 тенге, представившись ее владельцем. Получив в банке деньги, они отдали часть риелтору Н. СКОМОЛДИНОВОЙ в качестве вознаграждения. Затем Ким взял еще 275000 тенге и вышел из машины в районе MEGA Alma-Ata. Сарсенбаев и Керим поехали дальше и остановились на пересечении улиц Розыбакиева и Кихтенко, где к ним в машину сел брат Керима АЯЗБЕКОВ. Здесь через несколько минут их и обнаружили Ордабаев и Разаков.
Выяснив подробности произошедшего, Ордабаев и Разаков позвонили своему знакомому Алмасу ДОСЕКЕЕВУ - начальнику отделения розыска отдела криминальной полиции УВД Алмалинского района. Тот приехал и через какое-то время вызвал опергруппу. Мошенников задержали, деньги вернули, но Серикова заявила, что часть суммы (за вычетом тех денег, которые остались у риелтора и Кима) пропала. И в этом заподозрили Ордабаева, Разакова и Досекеева.
Версия следствия существенно отличается от адвокатской. Согласно постановлению о привлечении Ордабаева в качестве обвиняемого, он, Разаков, Досекеев и “не установленное следствием лицо” каким-то образом узнали о том, что Ким, Сарсенбаев и Керим замышляют преступление. И решили присвоить деньги, которые мошенники собирались выудить у Сериковой. Для этого Разаков, Ордабаев и третий мужчина установили наблюдение за Кимом, Сарсенбаевым и Керимом. И после того как те получили деньги, осуществили мнимое задержание и позвонили Досекееву. А в суматохе стащили 16330000 тенге.
По этому поводу управление собственной безопасности ДВД Алматы проводило расследование и в начале сентября вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако два месяца спустя городская прокуратура отменила это постановление как незаконное и возбудила уголовное дело по статье 177 УК РК (мошенничество). Расследованием дела занимается следственное управление Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финполиция). В начале декабря Ордабаев был задержан и водворен в следственный изолятор. Почти сразу после задержания у Ордабаева дома был проведен обыск, но финполовцы ничего не нашли. Между тем Разакову и Досекееву до сих пор даже не предъявлены обвинения.
Супруга Ордабаева Мухаббат САМЕТОВА говорит: если бы ее муж и вправду украл деньги, она и четверо их детей сегодня не бедствовали бы.
- Ну посудите сами: мой муж за всю жизнь не заработал на собственное жилье, мы до сих пор снимаем квартиру, - чуть не плачет она. - У нас нет машины. На нас - четыре кредита. Старшему сыну пришлось взять академический отпуск - нам нечем платить за его учебу. Конечно, нам было бы легче, если бы мужу дали подписку о невыезде. Но суд санкционировал арест, несмотря на то что мы предоставили все документы: свидетельства о рождении детей, положительные отзывы с места работы и от соседей и т.д. Следователь Нуржан ШАЛОВ не дает мне свиданий с мужем. Ко всему прочему сестра Жазылбека, Алина, хотела участвовать в деле в качестве защитника, но ей отказали. Причем в постановлении об отказе сказано, что у нее нет юридического образования, хотя ни в одном законе не говорится, что защитник должен его иметь. В общем, непонятно, почему к подполковнику полиции такое отношение.
За комментариями мы обратились в пресс-службу АБЭКП. В ответе на наш официальный запрос описаны изложенные выше обстоятельства дела с той лишь разницей, что Ким забрал себе не 725000, а 1,4 миллиона тенге. А недосчитались в итоге не 16, а 14,5 миллиона тенге. Отказ Алине ОРДАБАЕВОЙ в участии в деле в качестве защитника финпол объясняет тем, что она подлежит допросу в качестве свидетеля, а потому не может быть защитником. Насчет жалобы Мухаббат Саметовой на то, что ей не дают свиданий с мужем, пресс-служба отвечает: супруга Ордабаева с подобной просьбой в орган уголовного преследования не обращалась. Автомобиль знакомой Ордабаева не отдают потому, что на него наложен арест. По версии следствия, эту машину Ордабаев купил на похищенные деньги. Что касается Керима, Сарсенбаева и Кима, то против них возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Расследованием сейчас занимается следственный департамент АБЭКП.
Комментарий в тему
Марслин БАБАШЕВ, адвокат:
- Если бы Ордабаев, Разаков и Досекеев хотели похитить деньги, они не стали бы вызывать опергруппу и оформлять задержание - это же понятно! Ведь на тот момент мошенники не были в разработке, и о совершенном ими преступлении никто не знал. Все вместе они бы тихо поделили деньги и разошлись. К тому же сами мошенники не говорят, что деньги похитили именно Ордабаев, Разаков и Досекеев. А 16 миллионов - это не 100 долларов, чтобы их можно было потихоньку в карман положить. Куда спрятать столько денег, чтобы никто не заметил? Второй момент: статья 177 - это мошенничество, что подразумевает хищение путем обмана и злоупотребления доверием. Но состава преступления по статье 177 я здесь не вижу. Если даже они действительно похитили деньги, это статья 175 - кража. Тогда этим делом занимался бы ДВД, а не финпол. И еще. Ордабаев, когда его задержали, приехал в финансовую полицию на машине своей знакомой. И машину эту владелице до сих пор не отдают. Почему - непонятно. Проанализировав все детали, можно сделать один вывод: это очень похоже на провокацию.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
P.S. Мы не беремся утверждать, что какая-то из сторон - Ордабаев или финпол - правы. Дело в том, что уголовные дела, в которых фигурируют силовики, всегда вызывают повышенный интерес. Поэтому мы будем следить за развитием событий.