7768

Осторожно: мина!

Бывший кандидат в гормаслихат Денис АЛИМБЕКОВ (на снимке) нашел лазейку в законе, позволяющую власти “отстреливать” неугодных.

Как мы уже сообщали, из предвыборной гонки выбыло около 90 кандидатов в депутаты Алматинского городского маслихата. Основная причина отмены регистрации кандидатов - недостоверность предоставленных в налоговый комитет сведений о доходах и имуществе. Однако экс-кандидат в депутаты Денис Алимбеков считает: он и его товарищи по несчастью стали жертвами несовершенства выборного законодательства.
- В подпункте 1-1 пункта 1 статьи 104 Конституционного закона “О выборах” говорится, что кандидат в депутаты маслихата и его супруга “предоставляют в налоговые органы декларации о доходах и имуществе на первое число месяца начала срока выдвижения”, - говорит он. - В нашем случае это 1 ноября. Однако подпункт 3 -1 пункта 6 того же закона гласит, что отменяется регистрация кандидата “в случае выявления на момент подачи декларации недостоверности сведений о доходах и имуществе”. В моем понимании это фактическое число, когда ты подал декларацию. Но ведь после 1-го числа кандидату могут выплатить зарплату, он может что-то приобрести или, наоборот, снять с карточки деньги. И на момент подачи декларации там будет уже другая сумма. То есть мина заложена в самом законе! Я, как юрист, считаю: это создает правовую ловушку, которой пользуются налоговые органы и избирательные комиссии, чтобы снимать с предвыборной дистанции неугодных кандидатов. Мне кажется, кандидаты должны отражать сведения о доходах и имуществе именно на момент подачи декларации. А то вдруг я после 1 ноября получил миллионные доходы и стал депутатом? И народ спросит: откуда у него деньги, он все задекларировал? Что я отвечу? Нет, я не обязан их указывать? Но это же абсурд! Поэтому я указал в декларации ту сумму, которая была у меня на счете фактически, - 45 тенге. Я сделал это, чтобы не нарушать подпункт 3-1 пункта 6 статьи 104 закона о выборах. Но меня из-за этого и сняли... И еще один момент: те, кто получает зарплату на карточку, никак не могут выявить остаток на счете на определенное число. Потому что программа в банках фиксирует только приход денег и их снятие. Вот мы проводили эксперимент: заходил человек в банк и просил дать ему справку о том, сколько у него было денег на карточке на 1 ноября. И ему отвечали, что не могут дать такую справку. Могут только сказать, когда пришли деньги и когда были сняты. Получается, все госслужащие, которые будут сдавать ежегодные декларации о доходах, не смогут указать точные суммы! А это будет считаться недостоверными сведениями. Тут светит дисциплинарное взыскание - вплоть до увольнения по закону о борьбе с коррупцией.

Денис Алимбеков подал в суд на свою окружную избирательную комиссию, налоговый департамент по городу Алматы и на свой пенсионный фонд. Дело в том, что помимо 45 тенге налоговый департамент обнаружил: сумма пенсионных накоплений Дениса не соответствует указанной в декларации. Цена вопроса - 1 (одна) тысяча тенге… Между тем сам Алимбеков утверждает: он взял эту сумму не с потолка, а основывался на официальной выписке из пенсионного фонда. 10 января на заседании суда он заявил ходатайство о приостановлении дела для обращения в Конституционный совет. Денис хотел, чтобы толкователи Основного закона разъяснили противоречие в законе о выборах. Однако судья отказал ему в удовлетворении ходатайства, посчитав, что нормы закона не ущемляют права и свободы граждан. В итоге правозащитник проиграл дело, но не намерен сдаваться: на днях Алимбеков собирается подать апелляционную жалобу на решение Бостандыкского районного суда.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть