Бизнес на колёсах
28 ноября в суде № 2 Костаная состоялись предварительные слушания по одному из самых громких и скандальных уголовных дел этого года - о международной автомобильной мафии. В пестрой компании подсудимых - горячие парни: мастера золотые руки, те, кто еще недавно носил на плечах полицейские погоны.
Транснациональная автомафия не мелочилась - работала с очень дорогими иномарками. В результате из кошельков далеко не бедных людей по всему Казахстану были выкачаны сотни тысяч долларов. Однако на благородных Деточкиных подсудимые совсем не тянут: весь их интерес заключался лишь в том, чтобы получить серьезные деньги. Свои дела они проворачивали в течение почти шести лет. Когда наша газета впервые сообщила об этом скандале, российско-казахстанскую мафию подозревали в том, что ей удалось пропустить через себя от 300 до полутора тысяч авто (см. “Машинная возня”, “Время” от 14.4.2011 г.). Видимо, ребята умели хорошо заметать следы, потому что в суд они пришли с грузом куда более легким: всей группе предъявлены обвинения лишь по 11 лимузинам, а отдельным ее представителям - еще по четырем.
Кстати, многие из люксовых иномарок были угнаны в Москве… с согласия прежних хозяев, получавших впоследствии солидные выплаты от страховых компаний. В Казахстане лимузины “отмывались” с помощью сотрудников дорожной полиции. Здесь же перебивали номера двигателей и кузовов, подделывали техпаспорта, вносили ложные данные в систему учета.
Кто же сел на скамью подсудимых?
Всего их одиннадцать, но могло быть больше. Около десятка обвиняемых в ходе следствия сумели “купить” себе свободу, активно сотрудничая и помогая следствию. По нашим сведениям, эти люди не только дали следствию весь расклад, но даже сумели записать “на технику” свои разговоры с другими членами мафии. Уголовные расследования в их отношении были прекращены на основании 65-й статьи Уголовного кодекса.
Вот имена тех, кто остался под арестом или подпиской о невыезде. Из гражданских - выходец из Чечни казахстанец Яраш СОВНУКАЕВ и его племянник Апти СОВНУКАЕВ, уроженец Ингушетии россиянин Султангирей ВЕДЗИЖЕВ, казахстанский предприниматель Руслан АГЗАМОВ, токари Кайрат БЕРКЕНОВ и Роман КОВАЛЬ, торговый представитель Павел СЕРДЕЧНЫЙ. Из бывших служивых - старший инспектор дорполиции Марат ШАКИРОВ, замначальника управления дорожной полиции (УДП) ДВД Костанайской области Данияр БАЯНОВ, начальник оперативно-розыскного отдела этого же УДП Канат СЕКСЕМБАЕВ, оперативник Евгений ШИШКИН. Причем троих последних следствие не считает участниками ОПГ, но обвиняет в коррумпированности и дискредитации госорганов.
Несмотря на сокращение количества доказанных в ходе следствия фактов автомобильных афер, судебные разбирательства обещают быть долгими и трудными: текст обвинения превышает 300 страниц, дело насчитывает десятки томов.
Вести этот процесс выпало судье Мадине САЛАМАТОВОЙ (она, кстати, считается хорошим специалистом по таким делам).
Какова была “организация труда” в автомобильной мафии?
Как считает следствие, двое обвиняемых были руководителями, еще трое обеспечивали ввоз машин в Казахстан, минуя таможенные и пограничные посты. Еще трое изготавливали поддельные документы для незаконной регистрации автомашин в органах дорожной полиции. Двое умельцев занимались подделкой идентификационных номеров. Четверо отвечали за изготовление и приобретение поддельных документов, регистрацию в органах дорполиции, поиск покупателей. Как минимум шестеро сотрудников полиции обеспечивали беспрепятственный ввоз криминальных авто, их регистрацию, а кое-кто даже занимался их продажей.
Интересно, что у каждой такой машины своя судьба - преступники ни разу не повторились в способе легализации угнанного транспорта. Благодаря этому в поле их деятельности попали даже вполне респектабельные компании, например, одно из подразделений крупной костанайской фирмы “Иволга-Холдинг”. Многие ее сотрудники были допрошены по этому делу в качестве свидетелей. Дело в том, что каким-то образом документы принадлежавшего “Иволге” “Лэндкрузера 100” 2002 года выпуска, который сгорел в 2005 году, перешли угнанной в России такой же машине. Оказалось, что с полицейского учета внедорожник “Иволги” был снят… как проданный, а затем многократно перерегистрирован на подставных лиц. В процессе перепродаж ловкачи выправили машине документы, сделавшие ее на 4 года моложе и, естественно, дороже в цене…
Или такой пример. В сентябре 2009 года в Костанай был доставлен шестилитровый “Лексус LX570” 2008 года выпуска. Мастера в сжатые сроки подделали номера двигателя и кузова автомобиля. Качество их работы было очень высоким: клише изготавливались на специальном профессиональном станке, для работы на котором нужна особая квалификация. Затем была подделка кучи различных документов, а также использованных на них печатей, незаконная регистрация в органах дорполиции Лисаковска. И уже в середине октября участники группы сумели продать эту машину за 90 тысяч долларов.
В феврале 2010 года в Костанай прибыл угнанный в Москве “Мерседес ML350” 2008 года выпуска. С помощью поддельной таможенной декларации мошенники сумели поставить машину на учет в Восточном Казахстане на имя вымышленного человека да еще и “омолодили” автомобиль на год. Это авто было продано за 70 тысяч долларов.
По самым скромным подсчетам, доказанные следствием эпизоды подбираются к отметке 100 миллионов тенге!
Впрочем, главные секреты автомобильных мафиози еще не раскрыты. Их предстоит обнародовать суду, первое заседание которого назначено на 7 декабря.
Стас КИСЕЛЁВ, stas_kiselev@rambler.ru, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай